По официальным данным, в России насчитывается 1 млн 790 тыс. людей с вирусом гепатита В. Количество новых случаев заболевания с 2000 года благодаря вакцинации в стране снизилось в четыре раза: со 109 до 26 тысяч.
Самой большой проблемой в сфере борьбы с хроническими вирусными гепатитами (ХВГ) в России является вопрос доступности лечения. В стране отсутствует государственная стратегия по борьбе с данными заболеваниями, из-за чего уровень медицинской помощи при гепатитах существенно различается в разных регионах, а доступ к терапии для множества пациентов остается невозможным.
В 2015 году в России, по данным межрегиональной общественной организации «Вместе против гепатита», было вылечено 8 400 больных хроническим вирусным гепатитом С, что в 6,5 раза меньше новых случаев заболевания, зарегистрированных в том же году. Таким образом, для того, чтобы вылечить этих пациентов, а их в 2015 году было 1 млн 790 тыс., потребуется 213 лет.
Согласно принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в мае Глобальной стратегии ликвидации хронических вирусных гепатитов, гепатит С должен быть полностью уничтожен к 2030 году. В России это пока непросто, потому что для большинства граждан страны любая терапия гепатита С недоступна из-за дороговизны: средняя зарплата россиян составляет 36 500 рублей, а розничная цена 48-недельного курса стандартной двухкомпонентной терапии с применением интерферона колеблется от 300 до 650 тыс. рублей.
При этом, как отмечает исполнительный директор МОО «Вместе против гепатита» Никита Коваленко, проблема доступности заключается не только в цене лекарственных препаратов.
«Революция в лечении гепатита С была настолько стремительна, что большинство врачей просто не успели обновить свои знания — они до сих пор считают гепатит С неизлечимым. Причем это касается нее только врачей общей практики, но и инфекционистов, которых на всю Россию сейчас около 5 тысяч. Каждый из них «отвечает» за 30 тысяч россиян. Даже в крупных городах Подмосковья, в 100 км от столицы есть поликлиники, где инфекциониста просто нет», — подчеркивают в организации.
Но если бы Россия направила больше усилий на борьбу с ХВГ, то она бы выиграла не только с социальной, но и с экономической точки зрения.
По данным исследования Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, экономическое бремя от заболевания для России составляет 30 млрд рублей в год. Часть из них — 13 млрд — это медицинские издержки, а остальные 17 млрд — это косвенные потери, связанные с преждевременной смертностью и инвалидизацией трудоспособного населения. Но если сделать эффективные современные лекарственные препараты доступными более чем для 2% нуждающихся — хотя бы для 4%, то ситуация резко поменяется. Тогда, по данным исследования, благодаря накопленной эффективности за ближайшие 10 лет Россия получит 40 млрд сверх того, что покроет затраты на лекарства, и дополнительно сможет пролечить более 7 тыс. человек, не увеличивая на это финансирование.
«Поэтому когда мы говорим об экономическом эффекте вложения в лекарственные препараты, проблему следует рассматривать более широко, а не только сегодня и здесь. Сегодня и здесь — это затраты, а завтра и послезавтра — это выгода и выигрыш общества. И если общество готово планировать свои действия с горизонтом не до следующих выборов, а хотя бы на ближайшие десятилетия, если общество заботится о здоровье своих молодых людей и думает о здоровье нации, то нужно смотреть вперед и вкладывать деньги уже сейчас в решение этой достаточно серьезной проблемы. Мы недооцениваем важность и опасность этого заболевания», — уверена директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
С этим согласна и президент Европейской ассоциации пациентов с болезнями печени Татьяна Рейх.
«Сейчас у нас есть препараты, которые может вылечить 90% пациентов. Да, они дорогие, но гораздо дороже не лечить людей. Правительствам надо разговаривать с представителями фармацевтической индустрии. С ними можно договориться, есть примеры и есть возможности. Должно быть просто желание», — подчеркивает Рейх.
Она также уверена, что ключ к успеху в борьбе с гепатитами — это тесное сотрудничество между правительствами, министерствами здравоохранения, специалистами, клиниками и больницами и пациентскими группами, которое должно учитываться при разработке национальных стратегий.
Как отметил представитель Фонда в поддержку больных первичным билиарным холангитом Роберт Митчел-Тэйн, национальные стратегии по борьбе с вирусными гепатитами уже есть в некоторых странах, например, в Португалии и Румынии. По состоянию на февраль всего 36 стран-членов ВОЗ имеют национальные планы по противодействию вирусным гепатитам. Еще в 33 странах такие планы находятся на стадии разработки, а 125 стран-членов ВОЗ еще не имеют национальных стратегий по борьбе с этими инфекциями.
Он также подчеркнул, что особенно важно дать понять пациентам с гепатитами, что они не одни, поскольку, получив диагноз, они часто оказываются в информационном вакууме или чувствуют на себе влияние стигмы.
«В обществе до сих пор очень неправильное восприятие больных гепатитами. Из-за этого даже сложно определить масштаб бедствия, потому что люди боятся, что их причислят к маргинальным слоям. А это абсолютно неправильно. Любой человек может совершенно случайно, ведя нормальный, социальный образ жизни, получить это заболевание. Но и любой же может от него вылечиться, если государство об этом позаботится», — согласна с этим и Лариса Попович.
В Москве государство заботится о пациентах с гепатитами в стенах Консультативно-диагностического центра ИКБ № 1 в рамках программы по бесплатному лечению больных с хроническим гепатитом. В него на консультацию с направлением из районной поликлиники может прийти любой москвич. Программа по бесплатному лечению рассчитана примерно на 1,5 тыс. москвичей в 2015 году, в регистре центра при этом находится примерно 30 тыс. больных ХВГ.
«Сегодня гепатит — это проблема, которую можно лечить, об этом говорят все. Но все-таки сегодня остается вопрос приоритетов: кого лечить первым? Мы лечим в первую очередь тех пациентов, которые остро нуждаются в этом: тех, у кого продвинутая стадия фиброза или наблюдается активность процесса. А те москвичи, у которых легкая степень или медленная прогрессия заболевания, будут наблюдаться и консультироваться у нас и, возможно, получат лечение к концу года или, если программа будет продолжаться, в следующем году», — рассказывает заведующая отделением вирусных гепатитов, вирусных инфекций и паразитологии Консультативно-диагностического центра ИКБ № 1 Наталья Блохина.
Но при этом о своей болезни знает лишь каждый 20-й инфицированный вирусным гепатитом. Для тех, кто не знал об этом заболевании и впервые столкнулся с ним и теперь не знает, куда обращаться и что делать, с 28 июля начинает работу бесплатная федеральная горячая телефонная линия «Победим гепатит С вместе». Информация о ней будет доступна в том месте, где пациент чаще всего узнает о своем возможном заболевании — в лаборатории. Новость о горячей линии, специалисты которой помогут пациенту узнать минимум нужной информации и составить план действий, станет доступна посетителям всех офисов сети лабораторий «Инвитро», которая является партнером проекта.
Фото: Ирина Лактюшина