Табличка «Последний адрес» была установлена в Москве на фасаде дома 5/9 по Воротниковскому переулку. Почтить память математика Романа Млиника, расстрелянного в 1938 году по обвинению в участии в «контрреволюционной террористической организации», пришли его родственники, в том числе внук и трое правнуков с семьями.
На открытии таблички «Последнего адреса» выступил председатель правления Международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский. После установки таблички по приглашению жильцов дома родственники посетили одну из квартир, где поделились семейными воспоминаниями и рассказали о жизни и смерти Романа Ивановича Млиника.
В тот же день на фасаде дома 12, строение 1 по 3-й Тверской-Ямской улице появилось сразу пять мемориальных табличек с именами служащих Петра Кирсанова, Мариана Ихновского, Арвида Берзина, партийного работника Евгения Полюдова и экономиста Владимира Губанова, расстрелянных в 1937 году за «вредительство, шпионаж и участие в антисоветской террористической организации», после чего «Последний адрес» вернулся к одному из первых домов, на которых в декабре 2014 года были установлены первые мемориальные таблички.
На фасаде дома 5 по Долгоруковской улице появилась 13-я табличка с именем инженера-химика Семена Гуревича, приговоренного в январе 1939 года к восьми годам исправительно-трудовых лагерей за «контрреволюционную и вредительскую деятельность» и умершего в лагере в 1942 году. Последняя в этот день табличка в Москве появилась на фасаде дома 7 по Русаковской улице. Химик Мирон Кицис был приговорен в 1937 году к пяти годам исправительно-трудовых лагерей по обвинению в «ведении антисоветской пропаганды и агитации». В марте 1938 года он умер в заключении в Магаданской области.
В Петербурге первая установка табличек прошла в полдень по адресу Миллионная улица, дом 15 (Дворцовая наб., д. 12-16). Команда «Последнего адреса» закрепила на фасаде этого дома табличку с именем старшего конструктора технического отдела завода имени Марти Виктора Рулле, расстрелянного за «шпионаж» в октябре 1937 года. В 13.00 на доме 21 по Захарьевской улице появился памятный знак Морису Шварцу, в момент ареста возглавлявшему швейную фабрику имени Мюнценберга. Отца завлита БДТ Дины Шварц и деда поэтессы Елены Шварц расстреляли «за подрыв швейной промышленности» в мае 1937 года.
По словам председателя совета Вольного исторического общества Никиты Соколова, идею «Последнего адреса» навеяли камни преткновения — проект немецкого художника Гунтера Демнига, который создал свой мемориал, чтобы напоминать людям о жертвах нацизма. «Важно, что не в одном месте где-то стоит грандиозный памятник и его никто не видит, а что люди просто ходят по улицам и понимают, что этот ужас пронизывал всю ткань жизни, что с этим ужасом люди жили повсеместно и ежедневно, — говорит Никита Соколов. — Это, самый, на мой взгляд, правильный памятник этому ужасу».
В настоящее время в Москве установлены уже 164, а в Петербурге — 127 табличек движения «Последний адрес».
Фото: Мария Муравьева