В сферу совместной ответственности Министерства социального развития Мурманской области и уполномоченных по правам человека и правам ребенка входят люди с ограниченными возможностями здоровья и дети, временно оставшиеся без попечения родителей. Речь идет о 31 тыс. взрослых и более 2 тыс. детей. Совместные действия в их интересах проводились и раньше, теперь их решено структурировать. «Мы будем действовать в сфере защиты прав людей с инвалидностью не по отдельности, а в соответствии с общим планом или программой, в которой будут прописаны точечные действия всех сторон», — поясняет Уполномоченный по правам человека в Мурманской области Александр Патрикеев.
По словам омбудсмена, институты уполномоченных по правам человека и правам ребенка на Кольском полуострове появились не так давно, но уже устоялась практика: если люди не получают того, чего хотят от чиновников, они обращаются к уполномоченным, а те подключают к решению проблемы все возможные механизмы.
«Недавно жители маленького отдаленного города Ковдора обратились ко мне с вопросом, почему они должны ездить с детьми-инвалидами для прохождения освидетельствования за сотни километров? — говорит Уполномоченный по правам ребенка Борис Коган. — Нам удалось решить этот вопрос совместно с министерством, бюро экспертизы и главой администрации Ковдора. Теперь освидетельствование проводится в этом городе. Поэтому я уверен, что подписанное соглашение принесет только пользу».
По мнению экспертов, без объединения усилий невозможно добиться результата, особенно на федеральном уровне. Это случаи, когда необходимо менять главные документы. Один из последних примеров: совместными действиями удалось добиться отмены приказа Министерства труда и социального развития России № 606, который ухудшил положение детей с инвалидностью. По этому же принципу сейчас решается нетипичная для региона проблема — судьба детей афганских беженцев, которые в 2016 году пытались проникнуть через Мурманск в Финляндию и были задержаны спецслужбами. «Взрослые члены семьи в итоге оказались в Астрахани, где были осуждены и приговорены к депортации в феврале этого года, а несколько детей осталось Мурманске, — рассказывает министр социального развития Мурманской области Сергей Мякишев. — Они живут в центре поддержки семьи и детства. По закону детей необходимо депортировать вместе с родителями, поэтому сейчас идет поиск источников финансирования их перевозки в Астрахань. Бюджет региона не вправе нести подобные расходы». В поисках решения проблемы Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган попросил помощи у своего коллеги из Астраханской области. Он отправил обращение в Федеральную службу исполнения наказаний, которая по закону должна заниматься перевозками депортированных иностранцев.