Во время тестирования нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) с 2014 года авторы учебников изучали возможность использования уже существующих книг для детей с нарушениями слуха, задержкой психического здоровья, нарушениями речи. Как выяснилось, уже утвержденные пособия не удовлетворяют потребностям некоторых категорий детей с особенностями возрастного развития (ОВЗ).
Новый стандарт влечет за собой кардинальную перестройку ценностных ориентиров общего образования детей с ОВЗ.
Как рассказала «Известиям» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, этот стандарт предусматривает разработку методик и учебников для работы не только со слепыми и глухими детьми (для этих категорий уже есть специальные методические пособия), но и для учеников с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями. «Сейчас аутизм становится пандемией, с этим диагнозом намного больше людей, чем раньше. Аутизм — сложное заболевание и проявляется по-разному. На мой взгляд, необходимо больше внимания уделить квалификации педагогов и тьюторов, которые работают с такими детьми, привлекать к сотрудничеству профильные сообщества и объединения, ведь они гораздо лучше знают, что необходимо», — считает Ирина Абанкина.
Раньше пособия для детей с аутистическими или множественными психологическими расстройствами отсутствовали, так как этому диагнозу не уделялось должного внимания. Сейчас же вопрос стоит очень остро, считает директор Центра лечебной педагогики, член совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Битова.
Всемирная организация здравоохранения подсчитала: каждый 160-й ребенок в мире имеет расстройство аутистического спектра. По информации Минздрава России, в 2016 году число россиян с аутизмом в возрасте до 18 лет существенно выросло по сравнению с 2015 годом. Два года назад этот диагноз был поставлен 17,7 тыс. детей, а в прошлом году — более 22 тысяч.