Несмотря на то, что о деятельности городских сообществ говорят все чаще, точно сказать, что такое сообщество, пока сложно, уверяют эксперты. По мнению руководителя Ассоциации комьюнити-менеджмента Федора Скуратова, сообщество — это группа людей от пяти человек, объединенных общей целью и собравшихся ради идеи, а не материальных благ:
Комьюнити строится на инициативе — любой, кто пришел к вам с какой-то инициативой, уже отличается этим от всех остальных.
Чтобы выявить эти сообщества и понять, что они собой представляют, городу необходимо инвестировать в их развитие, говорит вице-президент фонда «Сколково» Елена Зеленцова.
В первую очередь нужно создавать общественные пространства, которыми будут пользоваться сообщества. Однако проблема состоит в том, что такие пространства могут навязывать определенный формат и образ жизни и вызывать протест со стороны горожан.
«Я не исключаю, что это инструмент управленческий, потому что через пространственное развитие города, в том числе через развитие общественных пространств мы говорим о том, какими должны быть наши горожане. Мы задаем стандарты образа жизни, вплоть до имущественного ценза, потому что услуги на этих пространствах почти всегда не бесплатны», — считает Елена Зеленцова. Она уверена, что таким образом создается гипотетический портрет желаемого сообщества:
Разговор с сообществом — это не просто попытка уговорить или надавить, это попытка сформировать понятные модели образа жизни: как жить человеку, который не хочет быстро меняться.
Во-вторых, городу нужно развивать медиакоммуникации — интернет-сервисы, позволяющие людям решать их проблемы. Причем использовать сервисы не для управления сообществами, а для их формирования. В-третьих, заниматься реализацией низовых проектов, которые предлагают люди.
«Для того чтобы этот механизм заработал, нужно не транслировать стандарты благоустройства, коммуникации и чего-то еще, а создавать, например, конкурсные механизмы и не бояться результатов этих конкурсов», — отметила Зеленцова.
Федор Скуратов добавил, что основная задача власти и бизнеса — дать сообществам точку сборки. Это может быть дополнительный ресурс, которого им не хватает, например, грант на выпуск книги. Мега-проекты развития сообществ, если они не опираются на реально существующие объединения людей, могут не привести к желаемому результату:
Развитие городских пространств, экосистем, инвестиционной среды, безусловно нужно, но говорить о том, что это создаст сообщество, все равно что построить стадион за несколько триллионов рублей, выпустить на поле 11 произвольных человек и сказать им выигрывать Кубок Конфедерации…
«С точки зрения конкретных деятельных, инициативных сообществ, одна кафешка, где можно собраться и спокойно обсудить свой проект, будет выгодней, чем огромный парк», — подчеркнул Федор Скуратов.