-
Поставить цель и задачи
Перед публичным выступлением нужно сформулировать его долгосрочные и краткосрочные цели. Цель должна быть понятной. Спросите себя: «Я пришел сюда, чтобы аудитория сделала что?». Исходя из этого, вы ставите и более мелкие задачи — шаги, которые должны сделать люди на пути к этой цели. Марина Дараган уточняет, что цель необязательно будет достигнута сразу после выступления, особенно если она долгосрочная, но вы можете к ней приблизиться.
-
Сформулировать короткое ключевое сообщение
Эксперты часто дают аудитории слишком много информации по своей теме, и через некоторое время внимание людей «отключается». «У большинства из тех, кто делает хорошее дело, а не продает какую-то ненужную вещь, во время общения с другими людьми включается специальный режим — догнать и дообъяснить. Мы начинаем «короткий» 40-минутный монолог на тему — почему это надо делать. Люди, безусловно, пугаются и стараются спрятаться от вас», — объясняет Дараган.
Необходимо определить для себя ключевое сообщение из 7-8 слов, которое вы хотите донести. Именно оно останется в головах людей, когда вы уйдете. «Великий оратор Уинстон Черчилль говорил, что нужно записывать ключевое сообщение на спичечном коробке. Чтобы уместить там свои мысли, нужно писать коротко и по делу», — добавила эксперт.
-
Выступать для аудитории
Рассказывать о себе, выходя к другим людям, — проигрышный вариант. «Нам почему-то кажется, что презентация — это рассказ о том, что мы классные. Но это не работает. Потому что для каждого человека самый главный — он сам», — говорит Марина Дараган.
С аудиторией нужно держать зрительный контакт. Если вы не смотрите на других людей, то показываете свое безразличие или неприязнь.
«Взаимодействие с аудиторией похоже на мультик «Крошка Енот», — объясняет Марина Дараган. — Енот сбегал к пруду, потряс палкой и оттуда на него посмотрел кто-то страшный. Енот испугался, побежал к маме, и мама посоветовала пруду улыбнуться. Енотик улыбнулся, и все стало хорошо. Так вот, оратор — это Енот, а аудитория — это пруд. Что мы показываем публике, то нам от нее и поступает. Если я вас боюсь, не люблю, я вам не доверяю и по большому счету мне на вас плевать, то есть для меня главное — рассказать, какие мы классные, то происходит все то же самое — людям становится неинтересно».
-
Определить, что ценит целевая аудитория и что у нее «болит»
Изучите публику, перед которой вам нужно выступать: ее пол, возраст, культурный и образовательный уровень, ценности, мотивацию, иерархию, уровень знаний по вашей теме. «Не понимая, кто они, мы никогда не сможем говорить о них и тогда будем рассказывать о себе», — считает Дараган. Хорошо бы понять, какая проблема волнует этих людей и как вы можете ее решить. Если люди хотят быть полезными, предложите им стать волонтерами.
-
Занять аудиторию
Занятые люди чувствуют себя счастливыми, поэтому для всех нужно придумать занятие. Если часть аудитории уже знакома с вашей темой и эта информация ей неинтересна, предложите им поделиться своими знаниями с «новенькими» и ввести их в тему.
-
Следить за своим образом
Слова «весят» меньше, чем жесты и мимика, поэтому оратору нужно следить за тем, как он выглядит. По мнению эксперта, во время выступления он должен задавать себе три вопроса: где мои руки, где мои ноги и что с моим лицом.
Куда деть руки?
Один из вариантов применения своих рук — жесты. Причем следует избегать неосознанных жестов, которые можно делать от волнения (накручивать волосы или трогать лицо) и заученных, постоянно повторяющихся действий («склеивать» кончики пальцев в домик). Оптимальный выход из ситуации — иллюстрировать своими жестами слова.
Где мои ноги?
«Выступление — это стресс, и большинство из нас предпочитает замереть на месте, а тело при этом хочет шевелиться», — констатирует Марина Дараган. Не останавливайтесь и разрешите себе ходить по сцене.
Что с моим лицом?
«В нашей культуре есть стереотип, что люди, которые делают добро для других, должны выглядеть скромно, устало, снимать последнюю рубашку. Ты должен быть праведником с постным лицом», — отмечает эксперт. Однако не стоит тревожно вглядываться в аудиторию, хмурить брови или смотреть исподлобья, достаточно улыбнуться, говорит Дараган.
-
Готовить сильные цифры, яркие факты и истории
По мнению эксперта, любое выступление нужно начинать с сильной цифры, которая удивит аудиторию, с яркого факта и хотя бы одной истории. Истории любят все, потому что они подключают эмоции, говорит эксперт. Лучше держать в запасе несколько историй по вашей теме, чтобы при случае пустить их в ход.
-
Структурировать выступление
Люди любят, когда информация разложена по полочкам — так она выглядит понятнее, считает бизнес-тренер, поэтому необходимо структурировать данные. Само выступление в основном состоит из пяти частей, так называемых «Пяти П»: предисловие (кто вы, зачем пришли и почему именно вы рассказываете об этом), положение дел, проблема, пути решения и послесловие (выводы).
Если у вас эмоциональное и короткое выступление, можно использовать структуру американских публичных выступлений. В качестве образца подойдут лекции TED.
-
Объяснять почему
Люди все время мысленно задают вопрос «Почему?», поэтому каждый тезис желательно объяснять. Если аудитории что-то непонятно, то она теряет интерес и не будет работать на вашу цель, подытожила специалист.
Медиацентр «АСИ-Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.