На пресс-конференции «Школьные стрелки»: как не допустить повтора трагедий?» пришли к выводу, что эта история показательна не только для школы и родителей, но и для различных ведомств и психологов.
7 сентября Басманный суд Москвы отправил под арест подростка, напавшего на учительницу школы в подмосковной Ивантеевке и устроившего там стрельбу. Ему вменили статью УК: «Покушение на убийство».
За последние два дня после инцидента в СМИ все больше появляется противоречивой информации о ситуации в самой школе и в семье подростка. Родственники считают, что причиной агрессии послужила травля школьника, в которой принимала участие и пострадавшая от ученика педагог, рассказала на пресс-конференции в НСН глава Национального родительского комитета Ирина Волынец. По ее словам, об этом поведала сестра напавшего.
Суд установил, что психических отклонений у старшеклассника нет. Однако по информации Ирины Волынец, подросток стоял на учете в психоневрологическом диспансере. Президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный отметил, что система, определенно, не сработала. «Если ребенок состоял на учете, должен был быть привлечен подростковый психиатр, ведь это все очень сложная система. Но она оказалась бездейственна, так как все разобщено и нет взаимодействия между медициной, семьей, школой и психологическими службами».
Никто не обратил внимания на предвестия того, что может произойти трагедия. «Молодой человек готовился три года, в соцсети выкладывал информацию и директора предупреждали. Три года ребенок говорит: «я поубиваю всех», и ничего не происходит. Как это может быть?», — поставил вопрос президент Союза адвокатов России, адвокат Игорь Трунов.
Но если в данном конкретном случае теперь будут разбираться психологи и следственные органы, то нужно сделать все, чтобы не допустить повторений ситуации, говорят эксперты.
По мнению вице-президента ассоциации «Школа без опасности» Михаила Гаврилова, уже на подходе к школам нужно установить систему охраны, состоящую из сотрудников МВД и ГИБДД. Чтобы не только отслеживали посторонних и подозрительных лиц, но и проверяли самих учеников.
«Этот мальчик не должен был проходить в плаще, а, как полагается, его нужно было остановить и потребовать верхнюю одежду оставить в гардеробе», — считает Гаврилов.
Кроме кордонов и досмотра, Михаил Гаврилов акцентировал внимание на профилактике подобных ситуаций. По его словам, необходимо школьникам рассказывать, как уберечься и не стать жертвой агрессии, а также как не проявлять агрессию к сверстникам.
Что касается школьных психологов, то, по мнению Анатолия Северного, эта система, в том виде, как она существует сейчас, бессмысленна.
«В школу приходят психологи, которые не знают, как им работать. К тому же школа не заинтересована в том, чтобы проблемы выходили наружу. Система школьных психологов, которая существует, это бессмысленная трата сил и средств. Психолог должен быть независим. А сейчас специалист полностью зависим, еще и бесконтролен. Потому что ни администрация, ни педагоги не понимают, что он делает и как оценить результат его работы. Уверен, что он должен работать в профессиональной структуре, а школа должна взаимодействовать с этой структурой на договорных началах», — заявил Анатолий Северный, выступая на пресс-конференции.
В своей речи он подчеркнул, что все ведомства сейчас работают разобщенно, и, чтобы не повторить трагедий, специалисты из сферы образования, психологи, медики должны взаимодействовать друг с другом и делиться информацией о конкретных людях или случаях.
«Мы запустили программу десятилетия детства, стараемся всячески поддерживать подрастающее поколение — на бумаге. А реально совсем иначе, — говорит Ирина Волынец. — Отношение учителя к ребенку — как машине для производства высоких результатов ЕГЭ. Но ребенок — не высокие балы, это прежде всего душа, мысли. И это импортозамещение смыслов, которое все-таки мы должны начать производить на высоком уровне. Поведение детей — это прямое следствие того, что делают взрослые. Обезопасить можно, но охрана не решит проблем. Когда ребенок несет в школу оружие — это, скорее, следствие, а не причина происходящего».
5 сентября в Подмосковной Ивантеевке ученик одной из школ под одеждой пронес пневматическое ружье, взрывпакеты, кухонный топорик, напал на учительницу и устроил стрельбу. В результате ЧП трое детей получили травмы различной тяжести, педагога доставили в больницу с черепно-мозговой травмой.