Ранее женщинам снизили зарплаты за якобы несоответствие образу бортпроводника. Для руководства компании он ассоциировался лишь с размером одежды и возрастом. Требуемый размер одежды женщин составлял 42-48, мужчин — 46-54.
«В 2015 году ввели в «стандарты компании» ограничения по внешности, но на самом деле их не применяли до 2016 года, — рассказала юрист Центра социально-трудовых прав Ксения Михайличенко, представлявшая интересы бортпроводников в суде. — В 2016 году руководство компании решило – все бортпроводники должны быть маленькие, худенькие. Эти стандарты якобы должны соответствовать премиальной компании, коей себя называет «Аэрофлот». Но официально от тех, кто не вписывается в эти параметры, избавиться не могут. Поэтому таких сотрудников отправляли только на определенные внутренние рейсы с низкой зарплатой, но доказать факт такой дискриминации невозможно».
По словам Михайличенко, в «Аэрофлоте» много стимулирующих надбавок к официальной зарплате, одна из них называется «выплата за профессиональную успешность». Она учитывает отличное знание английского языка, налет часов в месяц и общий налет, отсутствие дисциплинарных взысканий. Потом к перечню добавились еще и внешние данные. Если бортпроводник не соответствует параметрам, то и надбавки за «успешность» могут снизить.
«В компании подтвердили, что нельзя устанавливать дискриминацию сотрудников, но если обосновать какие-то требования в виду специфики профессии, то это уже вовсе не дискриминация, — говорит юрист. — Во-первых, как они считают, женщинам больше 48 размера очень сложно идти в проходе самолета. Она может не разойтись с пассажиром. Во-вторых, в случае экстренной эвакуации, тоже могут возникнуть проблемы с оперативным выходом в аварийный люк».
Дискриминация всегда есть, но ее не докажешь в суде
Во время слушания дела представители компании заявили, что каждый килограмм бортпроводника стоит «Аэрофлоту» 790 рублей в год топлива. Но юристам авиаперевозчика, по словам свидетелей судебного процесса, были чужды меры приличия и элементарная этика.
«Защищая компанию, два солидных мужчины говорили в суде не очень приличные вещи о том, что стюардессы будут ходить и задевать бедрами пассажиров. И это, по их мнению, не очень обидные высказывания. В итоге юристы «Аэрофлота» использовали такую формулировку, что «права не подвергаться дискриминации не существует», — уточнила Мари Давтян, юрист Консорциума женских неправительственных объединений, адвокат Коллегии адвокатов Москвы «Московский юридический центр».
Сергей Саурин, эксперт Центра социально-трудовых прав, заместитель председателя совета Ассоциации «Юристы за трудовые права», объяснил, что такого способа защиты, как признание, факта дискриминации нет.
«Способ защиты – это некая возможность в судебном порядке восстановить свое право. Мы обращаемся с тем, что права нарушены, суд должен восстановить справедливость. В идеальной ситуации суд принимает решение, которое это право восстанавливает. Но у людей нет самостоятельного права не подвергаться дискриминации. При этом право, которое отстаивает человек, может быть каким угодно, — на прием на работу, продвижение по службе и т.д. А дискриминация используется для того, чтобы обосновать, что к разным людям одной социальной группы незаконно относятся по-разному. Мы можем лишь доказывать свое право получать одинаковую зарплату при равных условиях труда», — сказал Сергей Саурин.
Поэтому суд не удовлетворил иск именно по делу о дискриминации сотрудников «Аэрофлота». Однако даже частичная победа, как говорят юристы, — большой успех.
«Выиграть дело – одна история, но какие последствия потом будут – это уже другая. Ирине Иерусалимской выдали перечень конфиденциальной информации компании «Аэрофлот», где прописывается, что сотрудники несут ответственность за «распространение информации о значимых судебных делах в отношении компании». А Евгения Магурина уехала в Красноярск, она теперь заместитель директора школы», — пояснила Ксения Михайличенко.
Национальная стратегия по защите женщин
По ее словам, в делах о дискриминации человеку важнее получить психологическую, а не юридическую поддержку. В российском обществе женщинам практически не дают возможности реализоваться в политике, общественных сферах, считают участники обсуждения. В отличие от развитых стран, наше государство не имеет определенных институтов, которые бы рассматривали женскую дискриминацию как глобальную проблему общества. Показательным стал тот факт, что координационный совет по исполнению Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, созданный еще в марте 2017 года, впервые провел заседание только 15 сентября 2017 года.
«На нем обсудили план реализации стратегии, но многие аспекты первостепенной важности не были охвачены, — подчеркнула Мари Давтян. – Говоря про здоровье, не обсудили репродуктивные права. При этом, понятно, здоровье – важно, но начать стоило бы с политических прав. То же самое произошло с трудом, в основном говорилось о профобучении матерей в декретном отпуске, но не было ни слова про список запрещенных профессий для женщин».
Однако, один из неприятных моментов, о котором не принято говорить, это разница в зарплатах у мужчин и женщин в России, на совещании по реализации национальной стратегии все-таки был затронут. Как заявила вице-премьер Ольга Голодец, заработная плата российских женщин на четверть (26%) ниже, чем у мужчин, сообщает РИА Новости.
По словам Голодец, в 2015 году средняя зарплата у мужчин составила 38,6 тыс. рублей, а у женщин — 28 тысяч. При этом в сфере политики женщин гораздо меньше: в Госдуме всего 15% женщин, в Совете Федерации — 17%, в правительстве — лишь трое из 31 министра, сказала вице-премьер. По ее словам, по этому показателю Россия уступает не только странам Запада, но и Азербайджану, Таджикистану, Киргизии.
Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества — приоритетное направление государственной политики в России, подчеркнула Голодец.
Поэтому сейчас при поддержке общественности представители власти решили в ускоренном режиме внести поправки в план реализации стратегии действий в интересах женщин. Изменения в документ принимаются до 19 сентября.