Такой список станет первой полной книгой о репрессированных столичного региона, отметили создатели проекта «Открытый список». «Отдельные имена учтены по местам расстрелов (например, на Бутовском полигоне), но те, кто был арестован в ходе Большого террора, но был отправлен в лагерь, или те, кто пострадал от репрессий в более ранний или более поздний период, практически нигде не учтены», — рассказала Агентству социальной информации Людмила Лягушкина, руководитель проекта «Открытый список».
Книга будет доступна на сайте самого проекта. «Открытый список» появился весной 2016 года. Его основная идея в том, чтобы создать «место памяти», единую базу биографической информации о репрессированных. «Это не только скупая и сухая справка о том, где и когда человек был репрессирован, но и фотографии, воспоминания, выписки из документов. Все эти материалы в базу могут присылать родственники – в этом смысл «Открытого списка»», — говорит Людмила Лягушкина.
В «Открытом списке», как в «Википедии», для каждого человека создается отдельная страница, где указаны имя, дата рождения, место жительства, даты расстрела и реабилитации. Здесь указывается и дополнительная информация, в том числе предоставленная проектом «Последний адрес». Сейчас здесь собрана самая полная база данных репрессированных. Ее пополняют во многом сами пользователи. Кроме того, создатели проекта берут информацию из региональных баз данных и баз исследователей.
Данные для «Книги памяти» о расстрелянных москвичах и жителях Подмосковья начали собирать в сентябре. «Пока мы только в самом начале этого пути, а всего в ГАРФе (Государственном архиве РФ — Прим.ред.) около 100 тыс. дел с именами репрессированных. Поэтому даже конкретный срок готовности книги мы назвать не можем, и не до конца ясно, сколько в ней будет человек», — добавила руководитель проекта.
По словам создателей «Открытого списка», помнить о жертвах политических репрессий необходимо, чтобы больше такого не повторить. Причем речь идет не только о репрессиях советского периода, массовых арестах и расстрелах граждан, но и о самой идее принесения кого-то в жертву великому будущему, «очистки общества» от тех, кто в него не вписывается. Такая идея должна быть признана невозможной, отметили представители проекта.
Несмотря на распространенное мнение о том, что жертвами «чисток» становились только крупные чиновники, представители номенклатуры, партийные деятели, военные и независимая интеллигенция, репрессии обрушились и на рядовых граждан. Только в годы Большого террора погибли более 1,5 млн крестьян, рабочих, служащих. Их жизни не менее ценны.
«Очень важно, чтобы общество поняло, что это были такие же люди, как они, что они пострадали ни за что. И что государство совершило безусловное преступление, поправ их права. Никакими жертвами это не может быть оправдано», — рассказала Людмила Лягушкина.
В списке имен жертв политических репрессий еще много «белых пятен». Из 12 млн репрессированных в сталинский период (по оценкам Мемориала) известны имена только 3 млн человек. Среди них не только осужденные в судебном и внесудебном порядке, но и народы, переселенные в другие регионы без всякого суда.
В России 30 октября отмечают День памяти жертв политических репрессий. Накануне у Соловецкого камня пройдет акция «Возвращение имен» — горожане будут читать имена расстрелянных в Москве в годы советского террора. Международный Мемориал, организующий акцию, 25 октября также открыл в Москве выставку «Первые» — о судьбах арестованных в 1917 году людей. Подробнее об акциях в честь Дня памяти можно прочитать здесь.