Проект «I am adopted» и одноименное русскоязычное сообщество в соцсетях «Я – приемный ребенок» объединяют десятки тысяч участников. По приглашению благотворительного фонда «Арифметика добра» Алекс выступил перед приемными родителями и подростками в клубе «Азбука приемной семьи».
Алекс Гилберт основал проект, после того как сам нашел собственными усилиями своих биологических родителей. До двухлетнего возраста он жил в российском детском доме, а затем был усыновлен супружеской парой из Новой Зеландии. Правду о его происхождении усыновители никогда не скрывали и, став взрослым, Алекс решил разыскать своих кровных родных. Приемные родители всегда поощряли интерес ребенка к России, к своим корням и оказали поддержку Алексу во всех его путешествиях на родину. Встреча с кровными матерью и отцом никак не повлияла на чувства Алекса Гилберта по отношению к его родителям – напротив, Алекс говорит о том, что стал еще больше ценить свою новозеландскую семью. Он любит своих папу и маму, а те поддерживают сына во всех его начинаниях.
Благотворительный фонд «Арифметика добра» и активисты проекта Алекса Гилберта «I am adopted» приняли решение о взаимоподдержке. Сайты фонда и проекта будут обмениваться историями приемных семей и приемных детей, которые, став взрослыми, разыскали своих родных. Фонд «Арифметика добра» готов также поддерживать участников проекта «I am adopted», когда они в поисках кровных родных приедут в Россию. Многие приемные семьи, члены клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра», выразили желание принимать у себя дома гостей во время их визита в Россию, так же, как семья Дианы Машковой, руководителя клуба, приняла Алекса на неделю его пребывания в России.
Алекс Гилберт провел в фонде «Арифметика добра» встречи-дискуссии с приемными детьми и приемными родителями, членами клуба «Азбука приемной семьи», и ответил на их вопросы. Слушателей волновало, почему у Алекса возникло желание искать кровных родных, как отнеслись к этому его приемные родители, не изменились ли их взаимоотношения, насколько травматично проходят встречи с кровными родственниками, что лучше – знать правду или не знать.
«Мотивация найти кровных родных, которая движет приемным ребенком в 6-8 лет, — это пока еще любопытство. А вот в подростковом возрасте дети уже более сознательно подходят к этому вопросу, — рассказал Алекс Гилберт. — Я думаю, младшим детям, может быть, стоит показать какие-то фотографии или что-то рассказать, дав понять, что придет день и, если они захотят, они найдут родителей и увидят их. Но не надо искать кровную семью в слишком раннем возрасте. И не надо проявлять инициативу – ребенок сам даст понять, что ему это нужно. Я начал искать своих кровных родителей в 21 год – почувствовал, что настало время».
По словам Алекса Гилберта, биологическая мать встретила его без всякой радости, а вот кровный отец был счастлив, узнав, что, оказывается, у него есть сын. «Теперь моя семья расширилась, — говорит Алекс. — Мой отец из России с радостью познакомил меня со своей семьей. Теперь у меня есть маленькая сестренка».
«Неправильно лгать приемному ребенку, скрывая его прошлое. Но нельзя и искажать его – демонизировать или, наоборот, приукрашивать, — считает Диана Машкова, руководитель клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра», многодетная приемная мама. – Просто приходит момент, когда можно, сначала осторожно, дать понять ребенку, что он был когда-то принят в семью — если это произошло в раннем детстве. Можно подать эту информацию в виде сказки или через игру. Важно сделать это до начала школьного возраста, пока еще родитель — абсолютный авторитет для малыша и все исходящие от него сведения принимаются как должное. Тогда ребенок не испытывает стресса, воспринимает свое усыновление как естественное положение вещей. Что же касается приемных подростков, то нужно слышать их желания в отношении поиска и встречи с кровными родными. Не стоит самим педалировать эту тему. Иногда приходится строить взаимоотношения вашей приемной семьи с кровной семьей ребенка. Это бывает непросто, как непросто бывает наладить отношения с родственниками супруга, например. Но у каждого из нас есть прошлое – без него нас просто нет. Каждому важно знать свои корни. Необходимо принять эту ситуацию и уважать историю ребенка, его самого и его родственников. Важно, что это поможет ребенку осознать себя в этом мире и быть психологически целостной личностью, а также сохранить добрые отношения с приемными родителями или усыновителями».
Справка
Благотворительный фонд «Арифметика добра» учрежден Романом Авдеевым для системного решения проблемы сиротства в России. Роман Авдеев является отцом 23 детей, 17 из которых – приемные. Миссия фонда – помочь детям-сиротам найти семью и стать успешными членами общества.
Фонд занимается вопросами усыновления и семейного устройства воспитанников детских домов, а также социализацией и адаптацией детей-сирот путем развития образования, спорта и культуры в детских домах.
Всего за три года фонд помог семейному устройству более 150 детей-сирот, провел в 82 детских домах 27 регионов России более 25 тыс. уроков по школьным дисциплинам и десятки мотивирующих тренингов, провел сотни психологических консультаций для специалистов и приемных семей, объединил более 1000 приемных семей в Клубе ресурсной поддержки.