Встречу открыл Лев Якобсон, первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Он поприветствовал гостей и сообщил, что это первый научный семинар центра в этом году.
Директор центра Ирина Мерсиянова выступила с с докладом «Мотивация волонтерской деятельности», в котором представила результаты масштабного всероссийского исследования, проведенного центром в 2017 году. В двух опросах принимали участие 6 400 респондентов старше 15 лет. В результатах исследования учитывались и ответы участников онлайн-дискуссий.
Кто идет в волонтеры
Как показали опросы, 33% респондентов за последний год принимали участие в каком-либо общественно полезном деле без принуждения и вознаграждения и не для помощи членам своей семьи или близким родственникам, то есть занимались волонтерством. В 2015 году таких людей было лишь 25%.
Идентифицировать себя как волонтера чаще всего готовы жители малых и средних городов (до 100 тыс. человек) в возрасте от 18 до 24 лет.
Помогают россияне по-разному. Деньги чаще жертвуют люди с высшим образованием в возрасте от 31 до 46 лет с доходом выше среднего, живущие в городах с населением выше 500 тыс. человек. Вещами чаще помогают женщины старшего возраста, а потратить свое время и помочь делом чаще готовы молодые мужчины с неоконченным высшим образованием.
По мнению Ирины Мерсияновой, «данное исследование – богатейший материал для тех, кто занимается организацией волонтерской деятельности».
Почему люди становятся волонтерами
Исследователи выделили шесть основных типов волонтерских мотивов: альтруистический, социальный, личностный, карьерный, мотив самоуважения и защитный.
Большинство респондентов, занимавшихся волонтерством за последний год (40%), относятся к группе тех, кем движут альтруистические мотивы. Они объясняли свою добровольную помощь тем, что «хотят приносить пользу всем людям» и «помогать тем, кто оказался в трудном положении». Альтруистов больше всего среди людей старше 60 лет, что объясняется довольно логично: в пожилом возрасте у человека появляется больше свободного времени, к тому же ему важно чувствовать свою значимость и нужность.
Социальными мотивами руководствуются 14% опрошенных. Таким людям важно заводить новые знакомства и интересно проводить время. Более того, по словам Ирины Мерсияновой, «люди иногда рассматривают волонтерство как способ устроить свою личную жизнь, и это здорово».
Мотивы личностного развития (14%) подразумевают попытку воплотить в жизнь свою задумку и поиск ответов на вопрос «На что я сам способен?» Как правило, «личностный» волонтер хочет заниматься любимым делом и совершенствоваться в том, что у него неплохо получается. Волонтеры с личностными мотивами чаще других занимаются волонтерством без упорядоченной организации, в одиночку, в компании друзей, знакомых, по месту работы или учебы.
Карьерными мотивами руководствуются 9% респондентов. Они хотят завести полезные знакомства и получить навыки, которые помогут в дальнейшем найти хорошую работу. Карьерные мотивы как минимум в два раза чаще встречаются среди волонтеров 18-30 лет по сравнению с другими возрастными группами.
Мотивы самоуважения характерны для 11% опрошенных. Часто это люди, которым важно заслужить уважение других. Любопытно, что эти мотивы преобладают среди малообеспеченных людей – тех, кому не всегда хватает денег даже на покупку продуктов питания. Носители мотивов данного типа чаще других вовлекались в волонтерство по месту работы или учебы.
Защитные мотивы (12%) помогают волонтерам забыть о своих собственных проблемах и полностью погрузиться в оказание помощи другим людям. Вовлечение в волонтерство через объединения по месту жительства чаще характерно для людей с данным типом мотивации.
Любым волонтером движет не что-то одно. Как выразилась Мерсиянова, «волонтерство – это многофакторная история».
Особенность образа жизни
Выбор добровольческой помощи зависит от причин, по которым люди решили ею заняться. Многие ответили, что они «не задумывались, все произошло само собой». Другие хотели развиваться в сфере волонтерства и даже организовать что-то свое. Кто-то вдохновился результатами чужой добровольной помощи и решил присоединиться к движению. Как правило, эти люди пытаются «сделать мир лучше» и готовы работать в самых непростых и тяжелых условиях — в хосписах и домах инвалидов.
Другие же, напротив, через волонтерство хотят приобщиться к радостным событиям мирового масштаба, например, Олимпиаде или чемпионату мира по футболу. Как пишут организаторы FIFA-2018, «проведение чемпионата невозможно без волонтеров. Участие в мероприятии в качестве волонтера – это причастность к событию мирового масштаба, возможность представить Россию, рассказать о ней всему миру. И то, насколько успешным будет наш чемпионат, во многом зависит от волонтеров».
И действительно, значимость волонтерского движения растет с каждым годом. По данным доклада Мерсияновой, за два года количество людей в России, попробовавших себя в роли волонтера, выросло на 8 пунктов.
Среди событийных волонтеров обычно преобладают молодые люди, хотя в последние годы добровольческая деятельность становится все популярнее среди людей старшего возраста.
Как рассказала Мерсиянова, многие участники исследования говорили, что «добровольчество – это особенность образа жизни». Волонтеры – это люди, которым не все равно, что происходит вокруг. Часто они жертвуют личными делами, чтобы помочь другому быстро, без промедления.
Например, волонтерам из общественного поискового отряда «Лиза Алерт» особенно важно действовать оперативно. А учитывая, что у большинства добровольцев есть основная работа, они очень ценят адекватное руководство, готовое пойти навстречу и отпустить человека «в поля».
Одно из ключевых понятий, которое волонтеры вкладывают в свою деятельность, – неравнодушие. Независимо от того, каким видом добровольческой помощи занимаются люди, они готовы не просто жертвовать деньги или вещи, но отдавать самое ценное, что есть у любого человека, – время.