При виде фотокамеры они прячут лица и даже убегают. Люди в сиреневых жилетках называют себя волонтерами благотворительного фонда. Их замечали в Кемерове и Новокузнецке, их боксы не опечатаны, а в руках – листовки с фотографиями больных детей. На одеждах обозначено название организации «Кто если не мы», однако о своем работодателе волонтеры умалчивают.
Агентство социальной информации связалось с президентом фонда «Кто если не мы». Оказалось, что благотворительная организация базируется в Ставрополе. Руководитель фонда Максим Малюшенко уверяет: все акции настоящий фонд проводит только в пределах города.
«Это мошенники, — рассказал АСИ по телефону Максим Малюшенко. — Я не знаю, как они прознали про наш фонд — в нашем крае мы подобных «клонов» не замечали. Но я заявляю, что с нашей стороны мы готовы дать любую необходимую информацию, если потребуется, можем приехать в Кемерово. Готовы даже принимать жалобные письма от жителей вашего региона. Будем разбираться вместе с правоохранительными органами».
В Центре поддержки НКО Кузбасса подтверждают: сегодня в области зарегистрировано более 2 тыс. организаций, среди которых благотворительный фонд «Кто если не мы» не значится.
«Не понятно, что это за организация, на какие нужды и цели она собирает деньги, — рассказывает заместитель председателя Совета областного ресурсного центра поддержки общественных инициатив Вера Дзюба. – Они к нам как к ресурсному центру ни за консультацией не обращались, ни на семинары не приходили, ни на встречи».
Как рассказали специалисты, по правилам, все ящики для сбора средств должны быть опечатаны. Также волонтеры должны носить с собой необходимые документы, разрешающие благотворительную деятельность. Однако случаев, когда недобросовестные фонды привлекали к ответственности в Кузбассе, да и в целом по стране, очень мало.
Чтобы защитить свое имя и репутацию, некоммерческие организации создали ассоциацию «Все вместе против мошенников», где договорились впредь не собирать деньги на улицах, а работать на сайтах и акциях.