Что такое Шанинка
Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки). Это уже не первый случай в России, когда известный вуз с хорошей репутацией сталкивается с бюрократическими проблемами. В марте 2017 года образовательной лицензии лишился Европейский университет в Санкт-Петербурге.
Шанинка — российско-британский вуз, основанный в 1995 году британским социологом Теодором Шаниным. В 2002 году британская королева наградила Шанина орденом Британской Империи «За выдающиеся достижения в развитии высшего образования в России». Выпускница Шанинки, руководитель Федерального консультационного центра «Родные города» компании «Газпром Нефть» Эльвира Алейниченко вспоминает первую встречу студентов с Теодором Шаниным:
«Он тогда сказал: «Я сильно удивлюсь, если вы за свою последующую профессиональную жизнь не поменяете разные направления деятельности несколько раз. Наша задача – не вооружить вас четкими знаниями. Наша задача – научить вас ориентироваться в этих знаниях, самостоятельно добывать их и делать их пригодными для использования».
В 2017 году Шанинка заняла второе место в рейтинге востребованности российских вузов в сфере управления. Однако высокие профессиональные показатели не спасли вуз от лишения аккредитации. В заключении экспертов, проводивших аккредитационную экспертизу, сказано, что программа вуза нарушает несколько государственных образовательных стандартов. Рособрнадзор выявил более 20 нарушений в программе бакалавриата и магистратуры. Ректор вуза Сергей Зуев заявил, что эти стандарты оторваны от реальности, и предложил ректорскому сообществу обсудить возможность изменения законодательства.
Иной подход к образованию
О том, что в Шанинке совершенно другой подход к образованию и сравнивать образовательные системы не имеет смысла, говорят многие ее выпускники.
Эльвира Алейниченко училась в Школе в 2003-2004 годах на факультете «Социальный менеджмент». Тогда в вузе было шесть факультетов и всего 100 студентов.
«Когда я поступала в Шанинку, это было одно из лучших мест в стране, где можно было учиться. Она обеспечивала образование европейского качества, там совершенно другая образовательная система. Нас учили такой базовой компетенции, как анализ информации и выработка собственной позиции.
Нам не давали систему знаний, разложенных по полочкам. Нас учили самостоятельно находить и анализировать знания и на основе этого вырабатывать собственную позицию. Вся атмосфера в школе сильно располагала к тому, чтобы брать на себя ответственность за процесс обучения.
Люди, приезжавшие учиться в Шанинку со всей страны, делали осознанный выбор», — рассказывает Алейниченко Агентству социальной информации.
Культура и английский язык
В Шанинку приходили люди с высшим образованием. При поступлении обязательно сдавали английский язык: даже в 2003 году было понятно, что знание иностранного языка в XXI веке – одна из ключевых компетенций.
Рособрнадзор считает иначе. В заключении сообщается, что дисциплины «Английский язык», «История костюма», «Каноны красоты: социокультурное измерение», «Обувь XVIII—XX в.», указано в документе, «не формируют профессиональные компетенции».
Ольга Башкирова, директор благотворительного фонда «Ренова», окончила Шанинку в 2016 году. Там она получала второе образование по направлению «Менеджмент культурных проектов». Ольга хотела развивать свои управленческие компетенции именно в области культуры и искусства.
«Внушительное число моих друзей и коллег, которых я считаю профессионалами высочайшего уровня, – это выпускники Шанинки. Сегодня они создают музеи, проводят выставки, руководят федеральными образовательными программами, занимаются проектами в области культуры, социологии, урбанистики», — рассказывает Башкирова АСИ.
Люди, умеющие мыслить
Выпускников Шанинки можно встретить в самых разных областях: некоммерческом секторе, образовательном, научном. Многие работают в крупнейших компаниях, где занимаются развитием корпоративной социальной ответственности.
«За 23 года работы этот вуз выпустил такое количество уникальных специалистов и мыслящих людей, что ставить под сомнение компетенции преподавателей или качество образовательной программы просто не считаю возможным.
Педагоги вуза – это не только обладатели академических знаний, но и практикующие специалисты в своих областях. Они прямо сейчас создают новые индустрии, жанры, направления», — говорит Ольга Башкирова.
По словам Эльвиры Алейниченко, в Шанинке учились свободомыслящие независимые люди, умеющие составлять собственное мнение. «Иногда я начинаю общаться с человеком и отмечаю: как интересно он мыслит! А потом выясняется, что он тоже оканчивал Шанинку», — говорит Алейниченко.
Профессиональные связи
Помимо претензий к образовательной части программы, Рособрнадзор выявил недостаточное количество часов преддипломной практики и несоответствие руководителя кафедры «Управление социокультурными проектами» квалификационным характеристикам.
«Что касается практики, то Шанинка определила то, где я сейчас работаю. Когда я начала писать эссе, меня заинтересовала тема НКО. Я нашла фонд «КАФ» (фонд поддержки и развития филантропии. – Прим. ред.) и решила, что хочу туда на практику. Шанинка об этом договорилась. Я пришла туда на практику и осталась работать в Школе НКО при «КАФ», — рассказывает Алейниченко.
У Шанинки есть совместные программы с британскими университетами. По мнению Ольги Башкировой, это делает образование в Школе еще более актуальным, ставит очень высокую планку качества и дает студентам возможность знакомиться с лучшими мировыми практиками, не уезжая из страны.
«Надеюсь, что это сотрудничество не стало причиной сложившейся ситуации, потому что Шанинка выпускает лучших специалистов, которые развивают страну. Хочется верить, что это просто ошибка и неповоротливость бюрократической машины,
ведь терять такую академическую школу, педагогов и лишать студентов возможности получать действительно интересные и актуальные профессии было бы неразумно», — уверена Башкирова.