Создание сообщества
Многие некоммерческие организации с помощью конкурсов собирают журналистов, которые пишут на социальные темы. Такое комьюнити создает, например, благотворительный фонд «Линия жизни», который проводит конкурс «В союзе слова и добра». После окончания конкурса фонд поддерживает связь с журналистами-участниками.
Для тех же целей конкурсы по социальной журналистике проводят и редакции.
«Мы расширяем базу корреспондентов в регионах. Не всегда можем отправить туда своего корреспондента, но в регионах есть свои журналисты. Благодаря конкурсу мы понимаем их уровень и видим, с кем можно поработать»,
— отмечает Мария Антонова, выпускающий редактор журнала «Русский репортер». Журнал организует конкурс «Я — созидатель».
По словам Антоновой, журналисты и НКО также получают возможность высказаться перед широкой аудиторией, и все больше людей узнают о деятельности разных НКО.
«Для нас конкурс — это способ продвинуть сложные, неочевидные темы, — говорит Ольга Дроздова, руководитель программ Агентства социальной информации. — Когда-то мы проводили, например, конкурс «Журналисты против СПИДа». Затем предложили посмотреть на людей, которые работают в некоммерческом секторе, как на профессионалов. Так появился конкурс «НКО-Профи».
Кроме того, конкурс помогает повысить качество материалов на заданную тему, добавляет Дмитрий Колтаков, заместитель руководителя департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Мотивация
Во время конкурсов редакции получают возможность оценить, насколько их продукт конкурентоспособен, считает Наталья Власова, генеральный директор Фонда независимого радиовещания. Они знакомятся с работой коллег, заимствуют интересные журналистские решения, получают оценку своей работы экспертами из Москвы и регионов.
Еще одна мотивация журналистов — признание. Например, в жюри конкурса «В союзе слова и добра» приглашают известных пишущих и телевизионных журналистов, рассказывает Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью благотворительного фонда «Линия жизни». Это дает возможность пообщаться и получить оценку от корифеев журналистики.
«В нашем случае журналисты хотят выйти за ограничение редакционными рамками, — рассказывает Мария Антонова. — Форматы многих СМИ ограничены жанрами и количеством знаков, хронометражем. Наш конкурс помогает попробовать новые технологии. Он проводится на отдельно созданной мультимедийной платформе. По условиям мы принимаем и ранее опубликованные работы, но их нужно переверстать, используя наши инструменты. Примерно 80% участников переверстывают свои материалы (мы сравниваем с первоисточником). У нас есть есть пара текстов, где авторы добавляли важные детали, которые не вошли по знакам из-за ограничения его СМИ».
Вовлечение
Не все НКО ставят цель вовлечь журналиста в социальные темы, но сделать это иногда удается.
«Никаких гарантий этого, конечно, нет. Каждый участник унесет столько, сколько готов унести, и мы не можем никак на это повлиять. Но, например, во вторую волну нашего конкурса приходили те же люди, но с новыми публикациями. Возможно, это происходит благодаря реакции — и профессиональной, и аудиторной, — материалы публикуются в открытом пространстве, и их оценивает аудитория», — говорит Мария Антонова.
Как отметил Дмитрий Колтаков, конкурсы могут не влиять на журналиста напрямую. Но он может настолько проникнуться темой, что ему захочется писать об этом еще.
Оценка эффективности
Оценка эффективности конкурса начинается с приема заявок. По ним можно оценить, насколько поднятая тема актуальна и понятна. Еще один показатель результативности конкурса, по словам Ольги Дроздовой, — формируемое сообщество. Если с участниками удается подружиться и тесно сотрудничать, конкурс прошел не зря.
«Когда мы подводили итоги нашего конкурса, то просили участников написать, как на них и их героев повлияло участие в конкурсе, — добавила Мария Антонова. — Героев мы просили записать видео, а авторов материалов — написать небольшие тексты, как они работали над публикацией и какой эффект вызвал выход в СМИ. Кроме того, из самих работ мы узнаем, что стоит на повестке дня в других СМИ. Когда начались проблемы с экологией и мусорными свалками, у нас появилось много материалов. Люди заходили на сайт и видели, что это важная тема».
Секреты успеха конкурса: советы экспертов
Чтобы конкурс прошел успешно, необходимы:
- Экспертное жюри, признаваемое сообществом. Состав жюри должен быть равномерным и представлять разные позиции. Однобокость экспертного совета может убить желание журналиста участвовать в этом и других конкурсах.
- Дискуссия профессионалов. Конкурс должны сопровождать разъяснения и дополнительная информация, которые помогают как можно лучше объяснить его смысл.
- Продолжительность. Конкурс не должен быть скоротечным, чтобы журналист успел написать работу и подать заявку.
- Приз. Журналиста необходимо наградить. Это может быть декоративный подарок, который подчеркивает престиж журналиста — например, «тарелка». Кроме этого, можно подарить стажировку в журнале. И, наконец, вручить материальный подарок — технику или денежное вознаграждение.
«Если есть возможность подарить журналисту деньги, это нужно сделать. Журналисты изо дня в день находятся в сильном информационном потоке и работают за очень скромные деньги, — добавила Наталья Власова. — Престиж, конечно, тоже важен. Еще один бонус — возможность выбраться из рутины, рабочей «бытовухи» и подышать в другом ритме».
По словам Дмитрия Колтакова, необходимо учитывать, что денежный приз предполагает дополнительную налоговую нагрузку как для НКО, так и для журналиста.
Что не стоит делать при организации конкурса
- Сильно ограничивать рамки. Конкурс публикаций по одной узкой теме может не собрать достаточно заявок. Лучше выделять номинации и по другим направлениям.
- Формулировать условия конкурса слишком широко и абстрактно. Участники могут не понять условия, и это осложнит работу экспертного совета.
- Постоянно продлевать сроки приема заявок. Это расслабляет участников, ухудшает организацию процесса и дает понять, что конкурс несерьезный. За установленный срок нужно постараться привлечь максимальное количество участников.
- Повторять темы конкурсов коллег. Перед организацией важно посмотреть темы конкурсов, заявленных коллегами из других регионов. Желательно привнести что-то новое, а не тиражировать то, что уже делают другие, чтобы не создавать лишней конкуренции.
Паблик-ток проходил в медиацентре «АСИ-Благосфера». Это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб. В медиаклубе проходят обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
В июне медиаклубу исполнилось два года. За это время здесь освещались как «инструментальные» темы, которые помогают НКО освоить технологии для более успешной работы в сфере коммуникаций, так и стратегические темы.
«Когда мы задумывали медиаклуб как место встречи НКО с профессионалами из сферы медиа в дискуссионном формате, то не были уверены, насколько попали в точку, — рассказывает Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера». — К тому времени стало уже заметно изменение формата профессионального разговора о медиа. Стандартные пресс-конференции, лекции начали изживать себя. И за эти два года мы пришли к наиболее работающей формуле. У нас есть и мастер-классы — это удовлетворяет тех, кто пришел освоить технологию, и формат обсуждений — открытые паблик-токи, открытые интервью, которые позволяют глубже покопаться в какой-то проблеме и теме. Мы увидели, что это востребовано».
Проект реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Смотреть видеозапись