Более года в «Новой газете» открыта рубрика «Человечный фактор», где читателям рассказывают о деятельности некоммерческих организаций. Благодаря этой рубрике на страницах газеты и ее сайте стали чаще появляться благотворительные фонды.
Выигрышный формат
Условно тексты рубрики можно поделить на две части: о героях и об НКО или общественных инициативах.
Первые посвящены тем, кому нужна помощь, кому уже помогли. Журналисты рассказывают, как это получилось и что для этого было сделано. По словам Анастасии Егоровой, это самый выигрышный формат, об этом говорит большое количество просмотров и откликов на сайте.
«Наверное, такой формат самый понятный для читателей. Объяснить человеку, почему ему нужно помочь конкретному герою, гораздо проще, чем объяснить, почему нужно помочь фонду или инициативной группе. Человеку проще соотнести себя с героем, он вызывает больше сочувствия»,
— говорит Анастасия Егорова.
Такие тексты помогают собрать больше пожертвований — в конце материалов «Новая газета» размещает реквизиты организации, ссылки на сайт или короткий номер, на который можно отправить СМС-пожертвование.
Как выбирают героев
Героев для материалов предлагают сами некоммерческие организации. Журналист встречается и общается с их подопечными, которые рассказывают, как они живут, затем к ним приезжает фотограф.
Важно: не каждый герой готов общаться с журналистами или фотографироваться. Прежде чем предлагать журналисту героя, НКО обязательно нужно обсудить это со своим подопечным.
«Сотрудникам НКО может казаться, что выбранная тема интересна и получит большое количество откликов. Но она не срабатывает, потому что люди в трудной жизненной ситуации, которым нужна помощь, не всегда готовы за этой помощью обращаться. И даже если они сотрудничают с фондом, не факт, что они так же открыты для журналистов. Не все доверяют журналистам. Не всем хочется, чтобы о них писали. А из-за того, что между мной и героем не возникает эмоциональной связи, отклика от аудитории нет», — объяснила Анастасия.
Кроме того, читатели должны видеть, кому они помогают, и «Новая газета» делает фотографии героев. Сотрудничество с фотографом также должно быть согласовано заранее.
Если герой находится не в Москве, журналист может приехать к нему в другой регион.
Позитивные истории
Еще одна причина, по которой тексты об НКО или их героях «не срабатывают», — перегруженность информационного пространства тяжелыми текстами с просьбами о помощи тем, кому плохо.
«Кому-то все время нужна помощь, все время что-то случается. Люди все время находятся в пространстве, где от них что-то требуется. И через какое-то время человек начинает блокировать эти сообщения из медиа. Чаще всего он читает их наискосок, просто потому что объем призывов о помощи огромен»,
— говорит корреспондент «Новой газеты».
Вместо этого журналисты стараются показывать позитивный опыт героев. Например, чтобы помочь фонду «Живи сейчас» (поддерживает людей с БАС), который оказался под угрозой закрытия после ухода крупного благотворителя, Анастасия Егорова рассказала историю жизни семьи Шестемеровых. Мама двоих детей Татьяна борется с боковым амиотрофическим склерозом.
«Они рассказывают о том, как они живут, радуются и что у них получается. Как они организуют «Васильковый пикник», пишут стихи, ходят в парк, кино, театр, ездят на дачу. Это история о том, что у людей получается вне зависимости от того, что с ними случилось», — отметила Анастасия Егорова.
Колонки и новости
Помимо статей о фондах и героях «Новая газета» публикует колонки. Любой сотрудник НКО, которому есть что сказать, который хочет осветить проблему или успешную инициативу, может рассказать об этом в разделе «Мнения».
Кроме того, издание публикует новости от некоммерческих организаций в своей ленте. Причем желательно присылать их сразу в формате новости, а не пресс-релиза.
«Присылать пресс-релизы на почту сотруднику СМИ бесполезно, потому что почти ни у одного СМИ нет раздела, в который можно просто повесить пресс-релиз. Мы можем переписать пресс-релиз, но НКО много, а журналистов мало, и мы просто перестанем работать, если будем переписывать каждый релиз»,
— объясняет корреспондент «Новой газеты».
Новость отличается от пресс-релизов информационным поводом, пояснила Анастасия Егорова. Информация должна отвечать на вопросы «Что случилось?» и «Почему это важно?». Информация об НКО и людях, которые ее поддерживают, не может быть основным инфоповодом.
Как должна выглядеть новость:
- что произошло
- где
- когда
- почему
- бэкграунд (информация о том, что происходило до этого, результаты предыдущих событий)
Оптимальная длина новости — 1 000-1 500 знаков. Такой объем читателю не сложно дочитать до конца. Новость можно дополнить фото и видео.
Соцсети
«Новая газета» также может поделиться новостями НКО в своих соцсетях. Для этого нужно прислать изданию ссылку на свои акции, объявления, призывы, сборы средств, опубликованные на страницах в социальных сетях. Эта информация должна иметь региональное или федеральное значение (например, не подойдет сбор книг в местной библиотеке). Это может быть круглый стол, фестиваль, крупная акция. «Новая газета» сделает репост записи и поможет привлечь на страницу организации пользователей.
Как связаться
Самый простой способ связаться с «Новой газетой» — написать Анастасии Егоровой в мессенджер «Фейсбука» или на почту arhel@bk.ru.
Запись онлайн-встречи доступна здесь. Онлайн-встречи с журналистами центр «Благосфера» организует в медиацентре «АСИ-Благосфера» по проекту «Профессиональные коммуникации для некоммерческого сектора», который поддержан грантом Фонда президентских грантов.