«Наши занятия посещал 15-летний Артем, у которого интеллект близок к сохранному, но он не говорит. Мы видели, как он развивается и раскрывается, Артема полюбили наши ребята, но очень ощущалась, что парню не хватает общения. Поэтому когда один из благотворителей Мила Карагичева предложила помощь, решили заказать индивидуальные наборы карточек PECS, первый из которых передали семье Артема», — рассказала АСИ Анна Сметана, соорганизатор «Открытой среды».
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью карточек, изначально созданная для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Но она подходит всем, кто имеет проблемы с речью. Это обычные картинки с надписью, с помощью которых человек может рассказать о своих желаниях или планах. Например, он может показать карточку «Я хочу», а затем картинку с каким-либо продуктом или предметом. Также с ним могут общаться родители, если ребенок не понимает устную речь. Удобство карточек в том, что с помощью них можно общаться даже с посторонними людьми, например в магазине или общественном месте, где чаще всего могут не понять тот же язык жестов.
«На первое занятие Артем пришел с бабушкой, — продолжает Анна. – Я рассказала, как работать с карточками. Когда подросток понял, что его понимают, это было похоже… на какой-то взрыв. Знаете, есть видео, когда дети впервые пользуются слуховыми аппаратами, у них лицо прямо меняется. То же самое произошло у Артема – он хлопал в ладоши, смеялся, искренне радуясь тому, что посторонние люди могут его понимать».
Карточки PECS доступны и в интернете. Сегодня их активно используют специалисты на занятиях с детьми, имеющими РАС. Но в начале 2000-х о подобной альтернативной системе общения знали немногие, поэтому для родителей сегодняшних подростков с ментальными нарушениями — настоящее открытие.
На сегодняшний день проект «Открытая среда» заказал семь наборов таких карточек, примерная стоимость одного набора – около 3 тыс. рублей. Каждый набор индивидуален, так как учитывает особенности будущего владельца – посещаемые им занятия, предпочтения в еде, образ жизни, чтобы тем было удобнее общаться и дома, и в общественных местах. Например, кто-то занимается иппотерапией или ходит в спортзал, это отражено на карточках, у других есть ограничения и предпочтения в еде.
В некоторых семьях PECS становится главным инструментом коммуникации. Если ребенок не только не разговаривает, но и не понимает речь, с помощью карточек родители выкладывают ему планы на день или вместе выбирают, что приготовить на обед.