Когда краудфандинг только начинал развиваться, организаторы сборов часто говорили, что сумма, которую жертвователь может передать для проекта, можно сравнить с «одной чашечкой кофе» в месяц, говорит главный редактор издания «Православие и мир» Анна Данилова. «И сейчас почти в каждой просьбе фигурирует эта «чашечка кофе». В закрытой группе была дискуссия, где люди говорили: можно мы хотя бы одну чашечку кофе в месяц оставим себе, потому что как-то многовато получается. И это логично. Когда этого становится слишком много, то начинается реакция отторжения», — считает эксперт.
Говорить о важности выживания издания, о том, что если «вы нас регулярно читаете, то вам небезразлично, что с нами происходит», – это важнее и правильнее, чем говорить о «чашечке кофе», подчеркивает Данилова. Кроме того, по мнению эксперта, не следует злоупотреблять экстренными просьбами: публиковать призывы о том, что если издание не соберет какую-то сумму, то оно обязательно закроется, можно лишь в действительно критических ситуациях.
«Дальнейшее развитие гражданского общества будет приводить к большему пониманию ваших читателей о том, что вас нужно поддерживать», — уверена она.
Кроме того, Анна Данилова отметила, что журналистам сложнее работать с грантами: «Например, по грантовому проекту ты должен сделать 20 интервью, и ты уверен, что их найдешь. А потом тебя один отправил, второй, третий сказал, что не будет общаться с православным изданием. И ты уже думаешь, где же тебе найти эти 20 интервью».
Отличается ли портрет человека, жертвующего на проекты, для которых издание собирает средства, от портрета человека, жертвующего на работу самого издания? Он может отличаться, поскольку люди могут жертвовать на работу СМИ из самых разных соображений, говорит главный редактор журнала «Такие дела» Анастасия Лотарева. «Я постоянный жертвователь «Медиазоны» с самого начала этого краудфандингового проекта, я обожаю этот проект, в нем работают замечательные журналисты. Но не могу сказать, что я каждый день читаю «Медиазону». Также, например, я участвовала в погашении штрафа интернет-журналу «7×7» из других соображений, чем просто потому, что я их читаю.
Люди периодически поддерживают СМИ из соображений, отличных от чтения. Например, чтобы иметь спектр разных мнений, поскольку все знают, что у нас с этим есть проблемы. Или чтобы были площадки, на которых можно разговаривать о чем-то помимо основных тем повестки. Да, такие сознательные жертвователи есть», — отметила Лотарева.
Как изданию организовать сбор средств на какой-либо социальный проект: собирать деньги самостоятельно или присоединиться к профессиональной некоммерческой организации? «Всегда лучше, когда сборами занимаются те, кто умеет это делать, те, кто понимает, куда это пойдет, те, кто может отчитаться за собранные средства», — резюмирует Анастасия Лотарева.
СМИ и НКО могут сотрудничать и дружить, но не использовать друг друга, уверена Анна Данилова. «Сотрудничать — это когда организация дружит с каким-то СМИ, общается, дает темы, героев, интересные кейсы. И это происходит регулярно. Темы должны быть интересны изданию, чтобы это были не просто фандрайзинговые истории. Есть несколько очень хороших фондов, с которыми мы взаимодействуем, которые присылают классные человеческие истории, которые потом очень часто уходят в большие федеральные СМИ. Как только у нас выходит подобный классный сюжет, нам обязательно кто-нибудь пишет с федеральных каналов и просит контакты».
PR-менеджер платформы Planeta.ru Наталья Игнатенко представила знаковые краудфандинговые кампании СМИ, завершенные на платформе. Так, например, команда проекта Colta.ru собрала на платформе средства на организацию нового ресурса. «Это известная команда, которая уже имела свою аудиторию, но, если говорить о старте с нуля с помощью краудфандинга, — это сложно, но тоже возможно», — говорит эксперт. Проект Colta.ru уникален для российского краудфандинга, подчеркнула Игнатенко: они очень быстро собрали почти 700 тыс. рублей, хотя в 2012 году мало кто знал, что такое краудфандинг. Кроме того, команда Colta.ru стала лидером платформы, запустив более 11 проектов и собрав на свою работу более 5 млн рублей.
Самая популярная цель краудфандинговых кампаний СМИ — это развитие проекта, рассказала Игнатенко: «Самый культовый подобный пример: прошлым летом редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин объявил, что необходимы средства на продолжение работы издания, и им удалось собрать более 3,5 млн». Зачастую редакции собирают средства на конкретные журналистские проекты. На краудфандинговой платформе были собраны средства на печать тиража журнала для слепоглухих людей «Ваш собеседник». «Краудфандинг стал для них не только инструментом финансирования, но и инструментом для привлечения внимания. Многие впервые узнали, что такой журнал есть, и стали поддерживать его на постоянной основе».
На конференции Агентства социальной информации и центра «Благосфера» «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» ведущие авторы и медиаэксперты обсудили подходы, жанры и проблемы современной социальной журналистики. С импульсной лекцией выступил журналист и телеведущий Владимир Познер.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.