Об этом Агентству социальной информации сообщила Людмила Кузьмина.
Речь идет о процессе в отношении самарской правозащитницы, который начался в 2014 году. Его предпосылкой стал отказ УФНС признать пожертвованием средства, которые фонд «Голос-Поволжье» с 2010 по 2013 год получал от Агентства США по международному развитию (USAID).
«Голос-Поволжье» работает с 2000 года. Изначально он действовал как областная общественная организация защиты прав избирателей. В 2006 году «Голос-Поволжье» был зарегистрирован как общественный некоммерческий фонд поддержки демократии. Организация занимается мониторингом выборов всех уровней и работы выборных органов в Поволжье.
В июле 2013 года самарская прокуратура направила руководителю организации Людмиле Кузьминой предостережение по итогам проверки исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму. Надзорное ведомство усмотрело экстремизм в получении фондом «Голос-Поволжье» денег от федеральной организации «Голос», которой поступали пожертвования от USAID. Эти деньги направлялись на оплату работы наблюдателей от организации на выборах в Поволжье. По мнению правоохранителей, экстремизм в действиях организации заключался в том, что она получала средства из иностранных источников без регистрации в качестве «иностранного агента». Однако в приводимом в законодательстве РФ перечне видов деятельности, которые считаются в стране экстремистскими, такого определения нет. Летом 2014 года «Голосу-Поволжье» был начислен налог на прибыль более чем на 2,2 млн рублей.
Затем УФНС направило в суд иск о взыскании с правозащитницы налогов. Впоследствии суд арестовал принадлежащие главе «Голоса-Поволжье» однокомнатную квартиру, автомобиль Daewoo Matiz и счет в банке на сумму около 40 тыс. рублей. Также женщину с 2016 года обязали выплачивать каждый месяц из собственной пенсии треть суммы в счет погашения недоимок в 2,2 млн рублей. При этом размер пенсии Людмилы Кузьминой составляет около 13 тыс. рублей.
После этого руководитель организации вместе с представителями НКО, признанных «иностранными агентами» и пытавшихся оспорить этот статус, подавала в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коллективную жалобу. Обращение было рассмотрено, и представители суда обратились с запросом в Правительство РФ за комментариями, но власти страны до сих пор на него не ответили.
В 2018 году правозащитница направила в ЕСПЧ новую жалобу, теперь от себя лично. В своем обращении женщина пожаловалась на нарушение ст. 6 Конвенции о защите прав человека (право на справедливое судебное разбирательство), ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и ст. 1 протокола Конвенции (защита собственности). В своем обращении Людмила Кузьмина сообщила о ее трехлетнем «незаконном преследовании» со стороны российских судов.
Адвокат директора фонда «Голос-Поволжье» Марина Агальцова рассказала Агентству социальной информации, что ЕСПЧ признал жалобу правозащитницы неприемлемой, поскольку она была подана позже установленного законом срока. Направлять жалобу повторно защита Людмилы Кузьминой не планирует, так как, по ее словам, «в этом нет смысла».
На этой неделе Людмила Кузьмина опубликовала на своей странице в Facebook открытое письмо с заголовком «Выкуп Родине я заплатила».
«Выкуп государству в размере 2 222 501 рублей и еще 155 575 рублей за работу судебных исполнителей я оплатила. В моем распоряжении было немногое — квартирка – я ею распорядилась. Теперь Родина может спать спокойно и не беспокоиться за свою безопасность — главный преступник наказан. Может, Родина когда-нибудь признает, что выборы в органы власти — ее главное слабое звено. Сегодня ни власти, ни большинство граждан видеть этого не желают», – написала Людмила Кузьмина.
Правозащитница пояснила Агентству социальной информации, что, выплатив названную сумму, она исполнила решение суда, и взимание с нее недоимок по налогам прекратилось.
«Тем не менее судебные тяжбы с моей стороны продолжаются. Мы с коллегами будем их продолжать до тех пор, пока не добьемся признания того факта, что я не совершала преступление, и средства должны быть возвращены. В противном случае я потеряю свое жилье, ибо для выплаты суммы налога на прибыль я заложила квартиру, чтобы избавиться от вычитаний из пенсии и стать морально свободной от этого гнета», – рассказала Людмила Кузьмина.
Она также добавила, что в настоящее время «Голос-Поволжье» не получает финансирования, существует как региональное движение волонтеров, занимающихся наблюдением на выборах на безвозмездной основе.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.