Европейский центр фондов (European Foundation Centre) основан в 1989 году семью ведущими фондами Европы. Центр помогает участникам сформировать деловые группы по интересам, чтобы независимые организации, управляющие фондами, могли поделиться опытом и начать совместные проекты, обеспечивает информационные услуги, а также предоставляет своим членам услуги в области мониторинга европейских институтов.
Какие фонды состоят в Европейском центре фондов, и есть ли среди них российские организации?
На данный момент у нас состоит 197 фондов, из них российских всего два. Этого, конечно, недостаточно, мы бы хотели большего присутствия российских коллег.
Организации, которые состоят в Европейском центре фондов, не обязательно должны работать на международной арене. В первую очередь их отличает желание учиться новому, знакомиться с коллегами из благотворительной сферы, перенимать друг у друга полезный опыт. Именно это желание объединяет членов Европейского центра фондов.
Иногда фонды думают: «Это международная организация, но ведь мы работаем только в своей стране». Для того чтобы стать участником нашего центра, вовсе не обязательно выходить на международный уровень. Достаточно иметь желание развиваться и обмениваться опытом.
Как развиваются эндаументы в Европе?
Откровенно говоря, в Европе очень немногие фонды получают достаточный доход от эндаументов. Чаще всего им нужны дополнительные ресурсы, поэтому я бы сказал, что эндаументы — важная часть дохода, но не единственная.
Для меня эндаументы — это нечто большее, чем просто деньги. Ведь зачастую, чтобы полноценно использовать эндаумент, нужно также использовать свое имя и репутацию. Например, музей «Эрмитаж» использует свой бренд. Это тоже часть эндаумента.
Одна из проблем, с которой сталкиваются европейские фонды целевого капитала, — это строгие правила использования средств, полученных от эндаумента. В Америке, например, фонд имеет право тратить 5% доходов от своего эндаумента каждый год. В Европе такого правила не существует, и поэтому наши фонды не всегда могут инвестировать с максимальной выгодой. Кроме того, многие фонды имеют неликвидные ресурсы: здания, сельскохозяйственные земли. Да, это собственность, но превратить ее в деньги бывает очень непросто.
Сейчас появляется новое направление для развития эндаументов: университеты создают свои фонды целевого капитала. Первыми эту работу начали Оксфорд и Кембридж. Это позволит университетам иметь денежные ресурсы и вкладывать их, например, в научную работу. Однако в Европе пока нет такой традиции, как у американских университетов.
Какие виды фандрайзинга наиболее популярны в Европе?
В Европейском центре фондов, конечно же, есть фонды, которые активно прибегают к фандрайзингу, потому что прежде, чем выделить деньги на что-то, нужно их каким-то образом заработать.
Фандрайзинг сейчас — один из самых острых и важных вопросов. Вариантов привлечь ресурсы довольно много. Некоторые организации используют свои базы данных и пишут людям, которые уже жертвовали им деньги, стараясь вновь привлечь их внимание и заинтересовать. Пожалуй, это наиболее традиционный вид фандрайзинга.
Другие фонды применяют более оригинальные методы: запускают краудфандинговые кампании, проводят фестивали, благотворительные мероприятия по сбору средств. Некоторые фонды вообще имеют свои бизнесы – небольшие, но прибыльные.
Но в целом в Европе благотворительный климат зависит от всех участников сектора, и какой-то один фонд, имеющий хорошую репутацию, может помочь привлечь деньги в другие фонды, которые занимаются решением аналогичных проблем.
Я недавно видел один благотворительный проект, которому государство отдает конфискованную недвижимость, землю или деньги. Они направляют эти вещи на благие нужды. Это тоже получается таким своеобразным вариантом фандрайзинга.
Как вы видите будущее благотворительности?
Я уверен, филантропия будет развиваться, эволюционировать и меняться. Будут появляться новые формы организаций, фандрайзинга, новые структуры. Это происходит постоянно, потому что филантропия — пространство гибкости. Когда-то благотворительность будет более заметной и ярко, когда-то — менее, но она будет с нами всегда.
Некоммерческий сектор — сильный игрок, но ему нужно объединяться с государством и бизнесом. Благотворительные организации все чаще берут на себя функции государства и занимаются благополучием граждан. Очень важно, чтобы они играли свою роль качественно, не забывая о собственном развитии.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.