В Московской высшей школе социальных и экономических наук, известной как Шанинка, с 14 по 16 февраля проходит ежегодная XVI Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования». Каждый год на конференцию приезжают более 500 экспертов и специалистов в области образования из большинства регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы обсудить развитие образования на региональном, национальном и международном уровнях.
В этом году основная тема конференции — развитие образования и его будущее. Во время одного из пленумов участники обсудили вопросы общественного контроля и оценки в образовании: что такое гражданский контроль, какую он играет роль, с какими проблемами сталкиваются общественные организации и активисты, пытаясь контролировать качество образования.
Что такое общественный контроль
В широком смысле общественный контроль — это системная деятельность институтов гражданского общества, отдельных граждан и их объединений, которая следит, чтобы деятельность государственных органов и организаций соответствовала стандартам и, что важно, интересам граждан. Общественный контроль важен, когда чьи-либо права нарушаются или возникает угроза нарушений.
По мнению ведущей пленума Елены Шимутиной, общественный контроль и оценка в образовании должны стать инструментами, которые повысят качество работы учреждений: школ, лицеев, вузов и детских садов. Но в первую очередь необходимо выявить запрос: нужен ли школам общественный контроль. После оценки нужно проанализировать результаты, иначе проведенная работа не будет иметь смысла.
В странах Европы участие гражданского общества в образовательном процессе рассматривается во взаимосвязи с государством, рассказала кандидат педагогических наук и сотрудник Высшей школы экономики Татьяна Мерцалова. Там гражданское общество и власть работают совместно и дополняют друг друга: государство отвечает за нормативное регулирование, информационное обеспечение и поддержку инициатив, а задачи общества — выявить проблемы и помочь их решить. Особенно важна работа общественных организаций в отдаленных местностях.
Общественный контроль в России
В нашей стране общественный контроль регулируется федеральным законом N 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Однако закон слишком узко освещает сферу общественного контроля, подчеркнула эксперт. Он регулирует общественный мониторинг, проверку, экспертизу, обсуждения и публичные слушания.
Среди других практик общественного контроля Мерцалова выделила независимую оценку качества образования, профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и локальные практики решения проблем. Кроме того, на деле действуют еще и нормы, которые формируются обществом, – в нормативах их может и не быть. Например, школьное питание регулируют нормы санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), но родители иногда жалуются, что детей плохо кормят. Вроде бы по нормативам все в порядке, но возникает общественное недовольство.
«В Сибири когда-то даже изменили нормы питания и разрешили кормить школьников местными продуктами, например мясом оленя. В федеральных стандартах такое, конечно, не прописано. Но для конкретного региона это стало хорошим решением проблемы», — рассказала Мерцалова.
Проблемы и «сборник практик»
Чтобы преобразовать разовый опыт в системную практику, необходимо выстроить отлаженную систему из нескольких этапов: инициация общественного контроля, подготовка и проведение процедур и в финале — использование полученных результатов. Когда система будет четко работать, можно будет проводить обучающие семинары для активных граждан и общественных организаций, уверена Мерцалова.
«Проблема в том, что часто представители общественных организаций не знают, что делать после того, как проблема выявлена. Это связано с тем, что часто они не понимают, как работает система образования. Им не хватает методик, чтобы оценивать или проводить, например, опросы. Они не знают, где найти экспертов и как организовать их работу», — рассказала Мерцалова.
Из-за этого, по мнению эксперта, бывает сложно выстраивать грамотное взаимодействие между общественными организациями и теми, кто принимает решения на разных уровнях.
«Наш опыт показал: есть определенные провалы в практиках. Общественники не думают, что процедуры надо готовить: искать экспертов, договариваться с ними, анализировать результаты», — поделилась эксперт.
Чтобы опыт можно было превращать в практику, ряд экспертов создали специальный ресурс, где собраны практики общественного контроля качества образования из разных регионов России. Однако, как отмечает Мерцалова, пока что ресурс не слишком активно развивается: возможно, интерес общественных организаций к сфере образования оказался преувеличен. Как будет развиваться «банк практик», покажет время.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.