Пилотная группа детей с расстройством аутистического спектра посетила занятие в Музее изобразительных искусств Карелии, на котором было применено пособие по альтернативной коммуникации с помощью специально созданных карточек PECS (Picture Exchange Communication System). У каждого ребенка был индивидуальный планшет, помогающий воспринимать информацию, отвечать на вопросы и выражать эмоции.
На выставке «Сергей Андрияка и студенты Академии акварели» дети учились отличать живопись от акварельных произведений, получили представление о тональности работ, научились разбираться в жанрах, различая портрет, натюрморт и пейзаж. Кроме того, они смогли поделиться своими ощущениями от увиденного.
Пособия для детей разрабатывались в течение нескольких месяцев. «Музей давно присматривался, как можно использовать систему карточек PECS на выставках и экскурсиях. Мы изучили продукты проекта «Планик», создатели которого сегодня снабжают визуальными пособиями всю Россию. Их команду очень заинтересовала идея придумать пособия для детей с РАС, помогающие осваивать искусство в музее. Мы стали их апробационной площадкой», — рассказала Агентству социальной информации куратор проекта Наталья Козловская.
Музей изобразительных искусств Карелии принимает группы детей с расстройством аутистического спектра с 2011 года. Ресурсный центр творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями (это подразделение музея) посещают более 30 тыс. детей ежегодно. За это время накоплен небольшой, но уникальный опыт по работе с детьми с РАС.
«Поскольку в Музее изобразительных искусств нет отдельного педагога, ориентированного на эту группу посетителей, первые программы строили методом проб и ошибок, на практике», — сообщила Козловская. Со временем возникла необходимость создания более комфортной среды для таких посетителей, а также проведения обучающих семинаров для сотрудников.
По словам сотрудников музея, наборы карточек и планшеты для альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS позволяют применять их широко и использовать для занятий с детьми, имеющими самые разные возможности. Проектом запланировано также создание социальных историй «Я иду в музей», «Мы идем в музей» для детей с РАС.
В осуществлении идеи художественной социализации особых детей Музею изобразительных искусств Карелии оказал поддержку проект «Создание новых устойчивых инклюзивных культурных сервисов для особых целевых групп» в рамках Программы приграничного сотрудничества «Карелия» в 2018-2020 годах.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.