Впервые Россию посетил американский писатель и автор книги «Неблаготворительность» Дэн Паллотта. Он выступил на III Форуме социальных инноваций в дискуссии «НКО и бизнес: тандем, ускоряющий решение социальных проблем», где эксперты обсудили, как выстраивать партнерство бизнеса и НКО, чтобы оно было эффективным и решало существующие социальные проблемы. Встреча прошла при поддержке центра «Благосфера».
Понимать, ради чего
Паллотта отметил, что социальные проблемы есть во всем мире, и, чтобы их решить, по его мнению, НКО должны работать вместе с бизнесом. «В этом случае очень важно понимать, каких результатов и за какое время удастся достичь», — отметил Паллотта.
«Мы должны понять, как мы можем помочь и скольким людям. Важно понимать, какой эффект будет от вложений бизнеса в деятельность некоммерческих организаций и как мы потом сможем измерить качество жизни людей. Для этого нужно измерять объективные показатели», — уверен Паллотта.
С ним согласен и Андрей Андрусов, заместитель директора Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь». Среди преград на пути партнерства между НКО и бизнесом он называет «неумение некоммерческих организаций рассказывать о социальных эффектах, которые достигаются за счет проектов».
«Нет обратной связи, и бизнес не всегда понимает, удалось ли достичь желаемого, реально ли он помогает людям. НКО должны уметь рассказать о социальных эффектах и правильно отчитаться», — уверен Андрусов.
Совпасть с партнером
Для выстраивания эффективного партнерства в первую очередь «партнер должен находиться с тобой в одном ценностном поле, разделять миссию организации и ее цели», говорит Наталья Никитина, генеральный директор центра познавательного туризма «Коломенский посад».
«Наверное, так в любом союзе: если вы с партнером совпадаете, это позволяет работать эффективно. Если мы совпадаем, то движемся дальше вместе. Если приходится что-то долго объяснять, это очень оттягивает энергию и тормозит процесс», — считает Никитина.
По ее мнению, ценности бизнеса и некоммерческого сектора в регионе, где работает ее организация, схожи: все так или иначе нацелены на сохранение наследия, развитие территории и трудоустройство местных жителей.
«У каждой компании есть миссия, и она не про то, чтобы заработать как можно больше денег. Там всегда есть социальная составляющая. Нужно честно ее прописать вместе с топ-менеджментом, чтобы все синхронизировались и увидели главный смысл», — отмечает Андрей Андрусов.
Быть гибким
Среди особенностей современного партнерства — его гибридный характер. Часто именно такие формы партнерства приводят к устойчивым долгосрочным изменениям.
«Чистое партнерство бизнеса и НКО практически невозможно встретить: сейчас развиваются гибридные формы взаимодействия, когда появляются инициативные группы, корпоративные волонтеры, которые начинают делать свои собственные программы», — уверена Дарья Буянова, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Добрый город Петербург».
По ее мнению, привычная схема, когда бизнес выступает в позиции донора, а НКО — принимает эти деньги, все чаще не работает: роли профессионалов размываются.
«Примеры с корпоративными волонтерами и волонтерским фандрайзингом показали: НКО помогают компании развивать эту область и искать для нее ресурсы. Есть примеры, когда бизнес становится экспертом в развитии региона, а НКО учится, как это можно делать», — говорит Буянова.
Партнерство с социальными проектами подходит для бизнеса, который понимает свою долгосрочную стратегию. Андрусов приводит в качестве примера недавнее соглашение организации «Лиза Алерт» и компании «Мегафон» — они вместе создают информационно-коммуникационную систему для поиска пропавших детей.
«Это потрясающий пример, когда партнерство бизнеса и НКО сможет кардинально поменять всю систему поиска пропавших людей», — говорит Андрусов.
О взаимовыгодном сотрудничестве говорит и Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель». Важно, когда обе стороны приобретают нечто большее, чем просто взаимодействие, и получают экспертизу или новое видение, уверена она.
«Неважно, в какой роли ты выступаешь и каким ресурсом обладаешь. Важно, ради чего ты что-либо делаешь. Когда есть цель, которая объединяет, каждый находит собственные резервы для ее достижения. Она может быть огромной или маленькой, но она должна быть», — говорит Ивченко.
Мечтать, как бизнес
Чтобы считать некоммерческий сектор полноправным партнером, бизнесу следует немного изменить мышление и уйти от стереотипов о работе в этой сфере. Ведь в конечном итоге именно капитал бизнеса и ноу-хау НКО позволяют создавать «действительно крутые вещи», уверен писатель. «НКО тоже рискуют, тоже принимают на работу людей, и им тоже нужно за все это платить, как и бизнесу», — говорит Дэн Паллотта.
Некоммерческие организации должны верить в себя и мечтать по-крупному — так же, как это делает успешный бизнес.
«Илон Маск хотел сделать хороший автомобиль, и он его сделал. Вот что значит человек мечтал по-крупному. Это самое важное», — уверен Дэн Паллотта.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.