На встрече создатели фильма и люди, которые работали в Беслане, обсудили, как события тех дней связаны с днем сегодняшним, как НКО помогали пострадавшим в трагедии и почему правда о Беслане важна людям, которые 15 лет назад были детьми. АСИ записало несколько реплик участников встречи.
В дискуссии участвовали:
Вадих Эль Хайек, спецкор «Новой газеты» на Ближнем Востоке, режиссер-постановщик фильма «Школа номер один».
Ольга Боброва, редактор отдела спецрепортажей «Новой газеты», сценаристка фильма.
Дмитрий Муратов, один из основателей «Новой газеты», исполнительный продюсер фильма.
Андрей Печников, руководитель программ фонда КАФ.
Дмитрий Муратов:
«Новая газета» занимается Бесланом все годы с того страшного дня, когда это случилось. В Беслане был открыто корреспондентское бюро НГ, где посменно работали многие корреспонденты. Мы были не орнитологами, которые наблюдают за пролетом птиц, — мы жили внутри.
Сейчас я занимаюсь темой, которая связана с Бесланом, хоть и касается судебных процессов, арестов и московских событий, связанных с активностью во время странных выборов в Мосгордуму. Вы посмотрите наш фильм и увидите, что наше государство очень часто делает все в своих интересах, но не в интересах общества, тех граждан, которых оно должно охранять.
Нас за этот фильм кто-то хвалит, кто-то ругает. Но мы живем с вами во время, когда к нам возвращается наша история. Она прямо сейчас возвращается благодаря Дудю и его фильмам о Колыме и о Беслане, благодаря Вадиху и Ольге. Нам снова интересно понять, почему мы оказались здесь.
Для меня этот фильм важен потому, что наша страна обычно занимается тем, что улучшает свое прошлое, а не свое будущее. Вот это кино про то, какого будущего мы должны избежать. Вся мощь великой прекрасной страны должна быть направлена на то, чтобы служить людям, а не каким-то интересам. Государство — это сервис, и оно должно понимать свое место обслуживающего персонала граждан.
Вадих Эль Хайек:
Когда произошли события в Беслане, я жил в Ливане и был студентом журфака. Мы все это видели на экранах международных телекомпаний: CNN, BBC. Мы сразу увидели правду [о количестве заложников в школе]. Впечатляет, что на Западе и даже на Ближнем Востоке люди узнали правду до того, как ее узнали люди в России. Именно это стало одной из причин, почему я решил участвовать [в создании фильма «Школа номер один»]. Оказалось, что разные люди очень по-разному понимают профессию журналиста.
Андрей Печников:
Я представляю британский благотворительный фонд КАФ. До этого мы никогда не занимались подобными программами помощи. Но в те годы весь мир отозвался на эту катастрофу. Честно сказать, я пропустил основные события. Только в конце октября в первый раз приехал в Беслан и проработал там безвылазно много времени. Потом еще три года мы долечивали пострадавших детей.
В сентябре — октябре очень неплохо отработала экстренная государственная служба. Потом включились ресурсы некоммерческих специалистов, которые поехали туда. Это огромная деятельность и компаний, и НКО.
Четыре года [после трагедии] вместе с партнерами из ЮНИСЕФ мы пытались объединить разрозненные силы, которые были допущены работать в Беслан. Проблемой было туда попасть, ведь нужно было не только приехать, но и получить официальное разрешение у министерств.
Мне кажется, что огромную роль в реабилитации людей из Беслана сыграли НКО, различные частные фондики, а не государство. Они работали напрямую с пострадавшими. Не только лечили, но и давали им возможность выплакаться, раскрыть душу.
НКО привезли огромное количество методик, которые до сих пор работают в Осетии. Выросло целое поколение специалистов, которым было чуть за 20, когда на них свалилось это горе и они работали без отдыха, днями и ночами. Сейчас они стали профессионалами.
Ольга Боброва:
Все, кто хотел знать правду о Беслане, давным-давно имеют такую возможность. Как только прошел кулаевский суд (Нурпаши Кулаев — экстремист, единственный оставшийся в живых из группировки, захватившей школу в Беслане. Отбывает пожизненное заключение) вышло грандиозное расследование Юрия Петровича Савельева (ученый-ракетостроитель, бывший политик. Подготовил доклад о событиях в Беслане, который противоречит официальной версии. — Прим. ред.).
К 10-летию трагедии, как и на всякую годовщину, выходил огромный спецвыпуск «Новой газеты», где мы в очередной раз проходились по всем болевым точкам этого расследования. Другое дело, что многим [сегодняшним зрителям фильма] 15 лет назад было совсем мало лет и они не имеют возможности знать никакой правды Беслана, кроме той правды, которую предлагают нам в школе. И той, которую вспоминают чуть-чуть на государственных каналах.
Более того: сейчас эти зрители выросли и готовы к тому, чтобы информацию принимать и знать. Появились новые средства связи. Пять лет назад, например, YouTube был совсем не таким, какой он сейчас.
Я рада, что столько молодых людей открыли для себя правду, которую не мешает знать для того, чтобы жить.
Клуб «Социальное кино» центра «Благосфера» — место встречи тех, кто любит смотреть и обсуждать актуальное качественное кино и проблемы, которое оно поднимает. В дискуссиях после показов принимают участие режиссеры, продюсеры, актеры и герои обсуждаемых фильмов, а также представители общественных организаций, помогающие решать проблемы, с которыми сталкиваются герои фильмов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.