Планируется, что эти квартиры будут организованы на базе трех социальных учреждений: дома-интерната для престарелых и инвалидов и двух психоневрологических интернатов. В каждой квартире будут жить по два человека. Приобретать, осваивать и закреплять навыки самостоятельной жизни и самообслуживания люди с ограниченными возможностями здоровья и развития, прожившие долгие годы в казенных учреждениях, будут в сопровождении социальных работников.
Такая организация жизни и деятельности людей с инвалидностью имеет хорошие результаты в странах, где она применяется уже много лет: в Германии, Франции, Швеции, Бельгии.
В Приморском крае подобного опыта пока нет, хотя люди с инвалидностью, живущие в закрытых учреждениях десятками лет, в такой возможности чрезвычайно нуждаются.
«Я знаю, как много у нас, в Приморском крае, одиноких людей с инвалидностью – рассказывает Артем Моисеенко, руководитель общественной организации инвалидов-спинальников «Ковчег». — Жизнь в доме-интернате для престарелых, например, для маломобильного человека с сохранным интеллектом, но с глубоким поражением опорно-двигательного аппарата – это существенное ограничение его прав, его возможностей для самореализации, для полноценной жизни. Квартиры с сопровождаемым проживанием – это было бы спасение для многих из них. То, что в Хабаровском крае такое организовали, это правильно. Нам в Приморье это сделать просто необходимо».
Несколько иной точки зрения по поводу выбранного в Хабаровске пути решения проблемы социализации и повышения качества жизни людей с инвалидностью придерживается Александр Батлук, руководитель Приморского отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).
«У нас в ВОРДИ неоднозначно относятся к опыту организации сопровождаемого проживания на базе социальных учреждений и домов-интернатов. В нашем представлении сопровождаемое проживание должно быть организовано социально ориентированными НКО, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг. Такой опыт есть уже в нескольких регионах, в Санкт-Петербурге, в Псковской области. В Петербурге уже есть не просто тренировочные квартиры, а работают уже два дома для сопровождаемого проживания».
По словам Батлука, несколько месяцев назад представителей ВОРДИ на рабочую встречу пригласила заместитель директора Департамента труда и социального развития для обсуждения вопроса организации сопровождаемого проживания. «Нам обещали поддержку примерно такого рода: если родители детей-инвалидов соберутся, организуют квартиру, арендуют ее или кто-то свою собственность предоставит для этого дела, то Департамент труда и соцразвития нам предоставит соцработников, которые могли бы сопровождать участников вот этого проекта. Но этот разговор разговором и остался», — сетует руководитель Приморского отделения ВОРДИ.
Что касается Хабаровска, по мнению Батлука, «это попытка смягчить ситуацию, связанную с решением о строительстве в глубинке очередного ПНИ, на 400 мест. Как вы помните, эта информация вызвала протестную реакцию в разных регионах страны. Руководство края Хабаровского края, в компенсацию что ли, приняло вот это решение — открыть-таки на базе соцучреждения тренировочную квартиру с сопровождаемым проживанием. Я надеюсь, что эта задумка будет реализована, но, думаю, вы тоже понимаете, что развивать сопровождаемое проживание на базе соцучреждений – это путь в никуда».
По мнению Батлука, такие услуги должны находиться под контролем заинтересованных в качественном оказании этой помощи НКО. «Но в учреждениях соцзащиты к некоммерческим организациям относятся настороженно. Они считают, что мы им враги, потому что мы мешаем им организовывать бюджетные средства так, как им надо. А мы, родители, хотим, чтобы эти бюджетные средства пошли во благо нашим детям. Мы хотим организовать так, как мы считаем важным организовать. И есть в нашем ВОРДИ, отделении Приморского края, активисты, которые бы помогали с этим начинанием», — подытоживает руководитель Приморского отделения ВОРДИ.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.