Новости
Новости
11.12.2024
10.12.2024
18+
Новости

Как полюбить социальное проектирование и оценку

Руководительница программы поддержки социальных предпринимателей фонда «Навстречу переменам» София Шагинян выступила в центре «Благосфера» на конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик.

Фото: Riccardo Annandale, Unsplash

Конференция «Компетенции, ресурсы и мотивация: что нужно для успешного проведения оценки социального проекта» посвящена в том числе готовности некоммерческих организаций к проведению оценки их проектов и программ. На секции «Развитие навыков и инструментов работы со значимой информацией» София Шагинян рассказала, как вырастить дерево проблемы, полюбить оценку и почему так важно уметь оценивать свое воздействие.

Не путать проблему с ее причиной

Чтобы двигаться в верном направлении, говорит Шагинян, нужно задать себе вопрос: как то, что ты делаешь, приведет к твоей цели? «Часто все начинается с одного правильного вопроса», — уверена эксперт.

Следующий этап – «Дерево проблемы». Очень важно в самом начале, когда вы выстраиваете свою стратегию, сформулировать суть проблемы, которую будет решать ваш проект. Часто люди путают проблему и ее причину: например, говорят, что проблема заключается в отсутствии реабилитационного центра для детей с ДЦП, хотя на самом деле это одна из причин проблемы. Истинная проблема может звучать в данном случае как низкий уровень жизни и низкий уровень социальной адаптации детей с ДЦП.

Но пока автор проекта путается в проблеме и ее причинах, он не сможет увидеть настоящих причин, которые создают «его» проблему. Как только он научится разделять эти две сущности, он обретет широту взглядов и поймет, что его проект не единственный путь решения проблемы.

«Вы увидите полную картину и поймете, в какую сторону двигаться, как развивать проект и что еще можно сделать, чтобы решить обозначенную проблему», — говорит София.

Например, вдруг окажется, что проблему изоляции детей можно решить не строительством новой детской площадки, а созданием центра для детей.

Три вида целей

Еще один инструмент социального проектирования, говорит Шагинян, это видение. Чтобы понимать, куда вы движетесь, нужно сформулировать свои долгосрочные цели, затем – среднесрочные, краткосрочные, после – определить задачи и только потом приступать к действиям, в основе которых лежат ресурсы. В реальности, отмечает эксперт, такое планомерное поэтапное движение встречается редко.

Долгосрочная цель – это устойчивые изменения на уровне статуса человека или общества. Определить ее для своей организации поможет ответ на вопрос, почему ваша организация существует. Достижение среднесрочных целей приводит к изменениям в поведении, привычках, принятии решений и законах. Краткосрочные показывают изменения в отношении, осведомленности, знаниях, мнениях, доступе, способностях и навыках. Задачи – это количественные показатели, которые легко посчитать: сколько занятий провели, сколько детей пришло. Обычно результат выполненных задач заметен сразу.

Полюбить оценку социального воздействия

Оценка социального воздействия ассоциируется у гостей конференции со словами «непросто», «очень надо», «возможность внести коррективы».

«Чтобы полюбить оценку, нужно отказаться от иллюзий: количественные показатели результативности — это не оценка», — говорит Шагинян.

В оценке необходимо применять доказательный подход. Например, если вы создаете какой-то проект, направленный на благо детей, доказательством вашей эффективности будут свидетельства самих детей или экспертов по проблеме, результаты исследований социального воздействия самого автора проекта, результаты других исследований, которые доказывают, что аналогичное решение оказывает планируемое социальное воздействие на целевую аудиторию.

Важно помнить: чем более косвенное воздействие оказывает ваше решение, тем выше неопределенность в том, что дети фактически подвергаются воздействию. В таком случае требуется более высокий уровень доказательств.

Идеально, если в финале вы четко понимаете, в какой степени результаты зависят от ваших действий. Если у человека нет внутренней мотивации измерять свое воздействие, то, как правило, он стремится получить данные, которые потом можно кому-то презентовать, используя для фандрайзинга или пиара.

В случае если нет понимания, как трансформировалась проблема благодаря вашим действиям, есть риск попасть в ловушку и в дальнейшем делать все только для отчетов и количественных данных. Важно помнить, что результаты можно увидеть и оценить только в сравнении.

Стадии развития проекта

Шагинян предложила схему из пяти ступеней, которые обозначают стадии развития организации: концепция, подтверждение концепции, раннее развитие, рост, уверенное развитие.

На этапе концепции автор выявляет четкую проблему и ищет потенциальные эффективные и жизнеспособные решения. Когда концепция подтверждается, автор экспериментирует, тестирует разные методы и работает над доказательством того, что его решение приносит значимый социальный эффект. В этот же период нужно найти устойчивую финансовую модель.

Раннее развитие – это уже доказанное социальное воздействие, доказанная модель финансовой устойчивости и модели для тиражирования и масштабирования. На этапе «Рост» происходит наращивание масштабирования без потери качества социального эффекта.

Уверенное развитие характеризуется широким масштабированием социального воздействия, и модель рассматривается как лучшая практика в своей области.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике