В центре «Благосфера» прошла открытая запись подкаста «Концепция будущей благотворительности: взгляд из Великобритании». Приглашенным гостем стал сэр Стивен Бабб — ведущий эксперт в области филантропии, управления благотворительностью и лидерства, а также корпоративной социальной ответственности. Модератором встречи выступила директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.
Сэр Стивен в течение 15 лет был исполнительным директором ACEVO (Ассоциация руководителей добровольных организаций) и генеральным секретарем Европейской сети лидеров третьего сектора, сейчас он генеральный директор Charity Futures и исполняющий обязанности директора Оксфордского института благотворительности.
Благотворительность как закон
История благотворительных организаций Великобритании насчитывает пятнадцать веков, они всегда играли важную роль и для людей, и для сообщества, и для государства. Многие из идей некоммерческих организаций легли в основу британского законодательства — например, закон о защите животных в 40-х годах ХХ века. Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными — одна из крупнейших благотворительных организаций страны. Впрочем, такое законодательство формировалось в Великобритании с XVII века.
Мы убедили государство передавать в наш Фонд общественного капитала деньги с лотерей и невостребованные вклады. Суммы были некрупные, но в целом получилась большая сумма. Мы добились изменений в законодательстве: сейчас в Великобритании есть закон, который гласит: если в течение более чем 20 лет вклад не забрали, его отправляют на социальные инвестиции.
В самой идее благотворительности заложено нечто гениальное: с одной стороны, это практичный подход к решению социальных проблем, с другой — филантропия объединяет людей в решении этих проблем.
Сейчас общественные организации заполняют пустоту — решают проблему и предоставляют услуги людям там, где не справляется государство, ведь оно зачастую плохо понимает проблемы социально незащищенных групп граждан. НКО, которые работают с этими проблемами, в курсе, что действительно нужно людям.
Мыслить глобально
Благотворительные организации должны быть прозрачными и обязательно показывать, как используют полученные деньги, и применять инструменты оценки своих проектов. Если вы накормили 5 тыс. бездомных человек — это замечательно, но насколько это эффективно в решении проблемы бездомности как таковой? Нам нужно научиться объяснять людям, как наши действия решают проблему в целом.
Сотрудничество НКО и власти
У НКО интересные взаимоотношения с государством, многие из них тесно сотрудничают с государственными структурами. Но мы также работаем с обществом и опираемся на традиции. Государство уважает эти традиции и ведет себя достаточно терпимо по отношению к пропагандистской деятельности благотворительных организаций. Многие благотворительные организации не просто предоставляют услуги, но и защищают права своих подопечных. Такие организации, как правило, получают финансирование от государства.
Мы также видим, как система налогообложения поощряет благотворительность: людям становится выгодно жертвовать. Кроме того, правительство поддерживает и волонтерские движения. За последние двадцать лет произошло большое изменение — мы стали двигаться от государственных услуг к услугам, которые оказывает благотворительная организация, финансируемая государством по контракту.
Но насколько вы сможете критиковать государство, если денег получаете от него три четверти своего бюджета? Хотя лучшие НКО всегда выступают с критикой каких-то устоявшихся практик.
Один британский политик как-то раз сказал мне: «Я хочу, чтобы вы кусали руку, которая вас кормит». Хороший политик понимает, что независимость некоммерческого сектора важна, ведь именно от него власти получают информацию и знают, как живет общество. Я знаю благотворительные организации, которые до 90% денег получают от государства, но все равно не боятся его критиковать.
Конечно, нужно иметь несколько источников дохода. Если вы достаточно умны, вы сможете ездить на разных лошадях. У меня получалось.
Проблемы управления и административных издержек НКО
Часто жертвователи не хотят давать деньги на административные расходы организации. Они хотят, чтобы их деньги шли непосредственно на решение проблем. Донор говорит: «Нет, я хочу, чтобы на мои деньги кормили бездомных детей, а не платили зарплату сотрудникам». В результате этого инфраструктура достаточно слабая, и в НКО возникают проблемы, связанные с управлением. Компания организации определяется руководством, и если оно профессионально не растет, как мы можем внедрить инновации?
В благотворительных организациях, где я работал, много денег выделяли на развитие руководителей. Сейчас же курс в благотворительности такой, что затраты на менеджмент должны быть невысокими. Это ослабляет благотворительные организации. Я продвигал идею, чтобы жертвователи оплачивали административные расходы и расходы на управление.
Часто проблему создают сами НКО, когда говорят: «Давайте минимизировать административные расходы, как же мы потратили столько денег на электричество!». Это глупо. Хватит стыдиться и извиняться за административные издержки.
Решить эти сложности можно, начав с самих себя. Убедите в необходимости финансирования административных расходов крупных доноров. В Великобритании одна крупная грантодающая организация как-то раз отказала благотворительной организации в гранте, сказав: «Мы не понимаем, как вы будете это делать».
Если часть таких расходов возьмет на себя государство, это поможет создать культуру, которая оправдывает эти расходы. Люди поймут, что эти расходы нужны и важны. Мы начинаем обсуждать эту тему открыто, и люди относятся к этому здраво.
Не надо прятать административные расходы — расскажите открыто, что это за издержки и почему они важны для вашей организации.
Будущее филантропии
Что касается закономерной смены поколений, то для традиционных благотворительных организаций это может стать проблемой, ведь большинство их сотрудников уже не молоды. Культура таких организаций не готова к подобным переменам и новым подходам.
С другой стороны, есть замечательные молодежные организации. Молодое поколение вообще по-другому относится к технологиям. Но есть и мое поколение — беби-бумеров. У нас большой опыт, и мы не собираемся умирать. Я размышляю, чем мне заняться в ближайшие двадцать лет. Наставничеством, может быть? Оптимизм вселяет то, что сейчас нет такого: работаешь-работаешь, а потом — на покой. Все изменилось, и молодежь обращается ко мне за помощью и советом.
Встреча прошла в формате серии Philanthropy backstage при поддержке фонда Андрея Мельниченко и партнерства с Форумом Доноров.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.