Новости
Новости
13.12.2024
12.12.2024
18+
Новости

«Когда боль журналиста совпадает с болью других людей»: на конференции АСИ обсудили будущее социальной журналистики

На финальном ток-шоу конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» эксперты из НКО и журналисты дискутировали о трендах и изменениях в журналистике.

Елена Тополева (слева) и Елена Темичева. Фото: Вадим Кантор / АСИ

Ток-шоу модерировал Александр Ветров, теле- и радиоведущий, ведущий программы «Адреса милосердия» в прямом эфире «Маяка», преподаватель Московской школы радио, преподаватель факультета журналистики МГПУ.

Социальная журналистика сегодня

Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера»

Сегодня стирается грань между зрителем и автором, между журналистикой профессиональной редакции и профессиональным журналистским продуктом. То, что мы сегодня видим, — это сумасшедшие, прекрасные социальные проекты, которые делаются не на профессиональном телевидении, а в сети. Это новые медиа с новыми концепциями, которые возникают и развиваются из личных каналов и мессенджеров, происходит миграция профессиональных форматов журналистики.

Елена Тополева, директор АСИ

Социальная журналистика сегодня – это темы, которых не было раньше, больные темы, на которые мы не решались в прошлом.

Это «влезание» вглубь, граничащее с гражданской журналистикой, где журналист еще и активист.

Владимир Мукусев, журналист, лауреат премии «Эмми»

В 1988 году по центральному телевидению шла программа «Взгляд». О ней вспоминают, когда говорят о некой «перестроечной» журналистике. В те времена я работал в Москве, а в Ленинграде моя мама лежала после инсульта, я редко ей звонил. Вот я выхожу на 250 миллионов [зрителей], говорю что-то о перестройке, о гласности, а помочь собственной маме не могу.

И тогда мы с одним из режиссеров «Взгляда» придумали, не называя это ни журналистикой, ни социальной журналистикой, странную заставку: «Позвоните родителям». И странная вещь: до этого нам шли письма «покажите Аллу Пугачеву», «покажите иностранный клип», а потом — «спасибо, ребята, мы позвонили».

У меня есть ощущение, что, когда личная боль журналиста совпадает с личной болью многих других людей, и появляется социальная журналистика.

Слева направо: Елена Тополева, Елена Темичева, Иван Сурвилло, Наталья Баранова, Владимир Мукусев, Сергей Мостовщиков. Фото: Вадим Кантор / АСИ

Иван Сурвилло, журналист, создатель проекта «Интервью о личном»

В социальной журналистике и в мире [в целом] лично мне не хватает какой-то истории про милосердие. Если мы пишем про условного Васю, который живет в детском доме и которого избивает воспитательница Мариванна, мы пишем только про Васю, а не про Мариванну. А мне интересно, почему она так делает? Очень важно помнить про милосердие не только к одним людям, но и к другим.

Наталья Баранова, главный редактор портала «Теплица социальных технологий»

Некоторые табуированные темы сегодня как раз в поле зрения журналистики: это и гендерные вопросы, и темы разнообразия. Мы видим, как голос женщин стал заметнее в медиапространстве. Некоммерческие проекты, активисты лоббируют эти темы и больше выходят к сотрудничеству со СМИ, получается очень много коллабораций и спецпроектов.

Я замечаю расцвет активистских медиапроектов. Крупные фонды, неформальные сообщества ведут себя, как маленькие нишевые медиа. Это очень правильно, потому что мы учимся рассказывать о себе доступно и понятно.

Сергей Мостовщиков, руководитель информационно-публицистического проекта для доноров костного мозга «Кровь5» Русфонда, журналист и телеведущий, редактор, колумнист

Последние пять лет раз в неделю я езжу по всей стране и встречаюсь с семьями с тяжелобольными детьми. Это не те люди, которые просят помощи. Я их фотографирую и записываю их истории. Формально моя жизнь должна быть адом, потому что я встречаюсь с настоящим человеческим горем. Но можете мне поверить, ничего более позитивного, сильного, честного и красивого я в жизни не встречал. Эти люди имеют дело с жизнью и смертью, это красивые, настоящие люди, которые понимают, что жизнь бывает плохой, тяжелой, а иногда и жестокой.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Что дальше?

Елена Тополева, директор АСИ

Я думаю, что вопиющих проблем больше не стало, просто у нас у всех перестроились глаза. Мне кажется, что люди изменились, мы стали по-другому смотреть на себя, на тех, кто рядом, и замечать то, что раньше не замечали. Это началось, когда люди поехали тушить пожары в 2010 году. Сидели в своем офисе, далеко, и вдруг поехали. Общество проснулось.

Мы все 25 лет хотели, чтобы у нас было гражданское общество, но оно вот так «вдруг» появиться не может. Сейчас, я думаю, мы дожили до светлого дня.

Конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» проводится ежегодно с 2017 года Агентством социальной информации и центром «Благосфера». В 2019 году конференцию поддержали Фонд президентских грантов (проект АСИ «Меняющие мир»), Благотворительный фонд В. Потанина (проект АСИ «НКО-профи»), Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, «Нестле Россия», Объединенная металлургическая компания.

«ЗаЧем, собственно, будущее? Разговор о трендах» — смотреть видеозапись ток-шоу

 Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике