Устойчивое развитие — это такое развитие стран, при котором удовлетворяются потребности нынешнего поколения, но нет угрозы жизни будущих поколений. В 2012 году ООН сформулировала 17 целей, которые помогут прийти к такому развитию, — цели устойчивого развития (ЦУР). Среди них — ликвидация нищеты, качественное образование, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата. В достижении этих целей значимую роль играет бизнес.
Добыл, потребил и выбросил
Сегодня в бизнесе все еще остается популярна линейная модель: добыл, потребил и выбросил, говорит вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина. Такая модель приводит к чрезмерной эксплуатации ресурсов. На производство одной пары джинсов, например, уходит 8 тыс. литров воды.
Чтобы перейти к вторичному использованию ресурсов и достижению целей устойчивого развития, нужно менять бизнес-модель бренда. Однако те, кто пытается это сделать, не уверены, обеспечит ли такая модель рост.
По мнению Бахтиной, устойчивое развитие — это не про отдельную компанию, а про взаимодействие нескольких отраслей. Внедрение в каждой компании отдельной сети раздельного сбора мусора не будет эффективным и не построит индустрию. Нужно делиться и объединять силы, уверена эксперт.
Как сделать «ответственной» цепочку поставок
Если компания решает изменить парадигму работы, перед ней встает вопрос: как сделать так, чтобы все, кто находится в цепочке поставок, изменили бизнес-модель. Именно этот процесс крупные компании считают своим главным вызовом в достижении ЦУР. Об этом свидетельствуют результаты опроса Глобального договора ООН, которые привел председатель управляющего совета Национальной сети Глобального договора Александр Плакида.
Некоторые компании, работающие в этом направлении, уже предъявляют требования к своим поставщикам.
«Мы не принимаем сырье, которое не подходит по своим техническим и экологическим характеристикам, — рассказал замруководителя аппарата генерального директора ПАО «ФосАгро» Борис Левин. — Мы выстраиваем всю цепочку работы: от добычи руды и обогащения на кировском филиале «Апатит» до переработки на химических заводах — под разработанные нормы и стандарты. В том числе предусмотрены требования к упаковке, которая не должна загрязнять продукцию. Например, исключены упаковки из поливинилхлорида и полистирола и те, которые наносят особый вред окружающей среде».
Еще две главные проблемы крупных компаний: внедрить инструменты для достижения ЦУР в корпоративную стратегию и остаться конкурентными на рынке.
Финансовые проблемы
Для малого бизнеса основная проблема во внедрении ЦУР — нехватка денег на эти изменения. По мнению директора по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Россия Ирины Архиповой, это проблема в том числе и крупных компаний.
«Компании, которые реализуют ЦУР, тратят намного больше. И государство здесь нам не только не помогает, оно как бы в стороне. Взять, например, использование вторсырья в упаковке. Мы готовы и поставили себе цель 35% вторсырья использовать к 2025 году во всех своих упаковках. Но оно на 30% дороже, а никакого субсидирования, ни поддержки в России нет. Что мы хотим от российских компаний, у которых вообще нет средств. Нам надо добиться от государства, чтобы оно поддерживало бизнес, который внедряет эти цели», — говорит Архипова.
Опрос Глобального договора также показал, что стратегии, связанные с достижением целей устойчивого развития, в 60% компаний вырабатываются на уровне CEO (Chief Executive Officer). Это позитивная тенденция, но в процесс также необходимо вовлекать средний менеджмент, говорит Александр Плакида.
«Невысокое вовлечение среднего менеджмента говорит о проблеме. Стратегия — это не красиво оформленный документ, а совокупные действия людей. Пронизывание ценностями всех уровней компании — один из главнейших вызовов сегодня», — считает эксперт.
Дискуссия проходила на международном форуме устойчивого развития «Общее будущее». Организаторы форума — корпорация «Синергия» и фонд «Народная экспертиза».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.