Сейчас Айсаева работает специалистом по связям с органами государственной власти в организации «Ночлежка».
Путешествие к медведям
Самый простой путь стать добровольцем в Кроноцком заповеднике — написать туда напрямую.
«Я никогда в жизни раньше не занималась волонтерством, но в какой-то момент мне стало казаться, что жизнь проходит мимо. Я стала думать, чем же я хочу заниматься, и случайно в Facebook увидела объявление о наборе волонтеров в Кроноцкий заповедник», — рассказывает Люция.
Переписка с заповедником была долгой, девушка до конца не понимала, берут ее в добровольцы или нет. В заповеднике просто ответили: «Хотите — приезжайте». В мае 2016 года девушка отправилась на четыре месяца на кордон Долины гейзеров. Рассказывает, что всегда хотела побывать на Камчатке, останавливала лишь дороговизна такого путешествия.
Сейчас у некоторых авиакомпаний есть специальные акции, по которым можно приобрести билеты на Дальний Восток по сниженной цене. Кроме того, существуют программы для людей младше 23 лет, а также женщин старше 55 и мужчин старше 60 лет — они могут купить билеты по фиксированной цене.
«Когда я впервые увидела в городе медведя, который роется в помойке, я опешила — было очень страшно. В Москве потом мне все время казалось, что из-за поворота выйдет медведь. Сказались четыре месяца проживания в дикой природе», — рассказывает Айсаева.
Из-за непогоды Люции и другим волонтерам пришлось три недели ждать вылета в заповедник из Петропавловска-Камчатского — добраться туда можно вертолетом либо пешком. Конечно, приехать волонтером можно хоть на две недели, но важно иметь время в запасе: непогода может затянуться. Самое теплое время на Камчатке — с июля по сентябрь. В мае 2016 года там еще лежал снег, говорит Люция.
На кордоне Люция встречала туристов, рассказывала им о заповеднике, сопровождала и помогала. В заявке, рассказывает Айсаева, нужно указать, какую работу вы можете выполнять, и обязательно сообщить о каких-либо ограничениях и противопоказаниях. Например, на сезон 2020 года в Кроноцкий заповедник требуются добровольцы для хозяйственных работ на кордонах (продажа сувениров, готовка), уборки снега и мусора, погрузки и разгрузки вертолетов, покоса травы, ремонта и строительства настилов и переходных мостов.
По прибытии в заповедник волонтеру расскажут о технике безопасности: в первую очередь она связана с медведями. Нужно иметь при себе большую хлопушку – фальшфейер, громкие звуки отпугивают диких животных. При встрече с медведем нужно показать ему, что ты больше: можно поднять над головой рюкзак или куртку. В любом случае нужно постараться уйти от медведя подальше и, конечно, ни в коем случае не подходить к зверю.
«Медведи в заповеднике везде. Поэтому даже в туалет мы не ходили поодиночке. Конечно, заповедные медведи сильно отличаются от тех, которые выходят в город: многие из них ни разу не видели человека и во время встречи испытывают не меньший стресс, чем вы», — говорит девушка.
Экскурсии по Италии и проблемы наркопотребления
В национальном парке «Доломитовые Альпы» на севере Италии Люция провела один год. Она отправилась туда по программе Европейского корпуса солидарности. На сайте опубликованы разные проекты: можно выбрать волонтерство, стажировку или повышение квалификации для специалистов. За каждым проектом стоит какая-либо некоммерческая, бюджетная или муниципальная организация. Программы в основном длятся не менее года, хотя можно найти и более краткосрочные.
Участвовать могут люди от 18 до 30 лет, все расходы берет на себя принимающая сторона. Волонтер работает пять дней в неделю и помимо выходных имеет право на два дня отпуска каждый месяц.
«Самое главное — найти организацию, которая занимается интересным вам проектом. Потому что вам нужно будет провести там год», — вспоминает Айсаева, которая работала в туристическом центре города Фельтре, а еще занималась проектом по изучению проблем алкоголизма и наркопотребления. Побывала даже на Мальте – говорит, там проблемы потребления стоят особенно остро.
«На Мальте очень развит некоммерческий сектор, но не потому, что там много организаций, а потому, что там просто есть финансирование. Еврокомиссия дает очень хорошие гранты», — говорит волонтер.
Из главных сложностей Айсаева называет рабочее взаимодействие с итальянцами: по ее словам, проблемы начинаются, «когда заходит речь о сроках и сдаче отчетов в Еврокомиссию, которая финансировала наше исследование». Итальянцы, говорит Люция, не самые обязательные люди, и потому сроки постоянно отодвигались, и волонтеры «получали множество гневных писем».
Результатом волонтерства Люции стал не только проект о наркопотреблении – за несколько месяцев жизни в Европе она прошла многие километры по тропам национального парка «Доломитовые Альпы» и французского национального парка «Каланки», поднялась на вулкан Этна, водила экскурсии по Фельтре для англоговорящих гостей и писала путеводитель на английском и русском языках для платформы izi.travel Italia.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.