25-летний Хусейн Бадургов пропал в Грозном в июле 2012 года при невыясненных обстоятельствах. О его исчезновении отец Хусейна написал заявление в РОВД Заводского района Грозного 11 июля 2012 года, в течение суток после его пропажи. Хусейн Бадургов отправился на собеседование в один из магазинов Грозного – он искал работу, больше на связь с родными он не выходил. Еще через день родственники обратились в Следственный комитет. Уголовное дело по факту безвестного исчезновения было возбуждено лишь спустя два месяца, что, по мнению европейских судей, не позволило оперативно провести необходимые следственные действия. При этом расследование несколько раз приостанавливалось, что также не способствовало его эффективности. Следствию так и не удалось установить даже круг подозреваемых.
30 июля 2012 года родственники без вести пропавшего Хусейна Бадургова обратились за юридической помощью в Сводную мобильную группу российских правозащитных организаций, работающую в Чеченской Республике. Но правозащитникам не удалось добиться от следственных органов проведения эффективного расследования. И тогда в 2016 году они подали в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу в интересах матери Хусейна Маднят Дышнеевой. Сегодня, 17 декабря, ЕСПЧ вынес свое решение.
Страсбургский суд установил, что российские власти нарушили статью № 2 Европейской конвенции о защите прав человека («Право на жизнь»), гарантирующую право на жизнь и эффективное расследование, сообщается в пресс-релизе Комитета против пыток. По мнению европейских судей, российские власти не смогли провести эффективное расследование по факту безвестного исчезновения Хусейна Бадургова.
«Маднят Дышнеева и ее родственники с самого начала расследования указывали на возможную причастность представителей властей к исчезновению Хусейна. Однако следственные органы так и не приняли никаких действенных мер по проверке этой информации. Также суд отметил, что следователи игнорировали предписания вышестоящего руководства по делу, не выполняя элементарных следственных действий. Поэтому проведенное на национальном уровне расследование было ожидаемо признано неэффективным», – прокомментировала решение ЕСПЧ юрист Комитета против пыток Екатерина Ванслова.
ЕСПЧ присудил матери погибшего компенсацию в размере 26 тыс. евро.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.