Модератором дискуссии «Привлечь и не потерять. Фандрайзинг и экономическая стабильность некоммерческих организаций» выступила директор отдела фандрайзинга благотворительного фонда «Арифметика добра» Анастасия Ложкина.
«Средства массовой информации говорят, что в ближайшие два года ожидается экономический кризис, и бизнес готовится к нему. А готовимся ли мы к нему?» — задала вопрос Ложкина.
Она напомнила, что для большинства НКО источником финансирования остаются гранты, а сидеть на грантовой игле очень опасно. Но и для тех, кто рассчитывает на бизнес, ситуация также небезопасна. По словам Ложкиной, и бизнес сейчас сокращает свои благотворительные бюджеты. К тому же ощущается усталость бизнеса от взаимодействия с некоммерческим сектором, добавила она.
Что помогло пережить «Детским деревням – SOS» кризисы, происходившие раньше, рассказал Дмитрий Даушев, директор по фандрайзингу и коммуникациям РК «Детские деревни – SOS».
«Кризисы приходилось переживать неоднократно. Основное, если одним словом, – системный подход к фандрайзингу. Во-первых, должно быть несколько разных источников средств, во-вторых, это самое главное, нужно ставить фокус на массовые частные пожертвования – по разным оценкам, доля таких пожертвований должна быть от 60% и выше. И, конечно, лучше рассчитывать на рекуррентных доноров», — пояснил Даушев.
Он также добавил, что «кризис следует переживать задолго до его начала» и стараться, пока у НКО еще есть грант, создать «подушку безопасности» на будущее.
Ирина Меньшенина, председатель совета Ассоциации фандрайзеров, заметила, что, по данным американских экспертов, если экономика идет вниз, то пожертвования частных лиц еще какое-то время идут по инерции в том же объеме. Обыкновенно это происходит на протяжении трех лет, то есть НКО сможет жить в условиях кризиса еще три года. Но для этого, по ее словам, нужен фандрайзинг отношений, а не транзакций: вкладываться нужно в человеческие отношения с донорами.
Анастасия Новальская, руководитель по фандрайзингу благотворительного фонда «Дети-бабочки», отметила, что искать фандрайзера для НКО нужно в бизнесе. По ее мнению, многие процессы, происходящие в бизнесе, происходят и в НКО, и фандрайзеру, пришедшему из бизнеса, будет несложно провести параллель. «То, что человек не работал в НКО, это не недостаток. Главное – человеческие компетенции», — добавила Новальская.
Полина Кружкова, фандрайзер благотворительного фонда «Правмир», рассказала, как с минимальными затратами нарастить базу частных жертвователей. «У вас должен быть сайт, необязательно очень крутой, который используется, как площадка для частных пожертвований. Мы понимаем, что сейчас век цифровизации и кредитных карт. И все больше людей используют для пожертвований интернет, а не квитанцию в банке», — сказала Кружкова.
Она также отметила, что важно найти и узнать свою аудиторию, знать, сколько у организации частных доноров, и, главное, не терять людей, которые уже стали донорами. Для молодых и маленьких НКО Кружкова посоветовала бесплатный инструмент для развития — просто подписаться на рассылки крупных фондов, именно так можно собрать «золотой фонд идей, как жить».
Один совет экспертов
Модератор дискуссии предложила спикерам дать всего лишь один совет, который помог бы пережить кризис.
Ирина Меньшенина: «Если организация умеет собирать вокруг себя людей, она соберет и деньги. Собирайте людей — деньги придут. И еще: в кризисные времена НКО должны делать то, что у них уже хорошо получалось, а не начинать новое».
Дмитрий Даушев: «Обязательное единство внутри организации: фандрайзинг не может жить в отрыве от жизни других отделов и от руководства. И стоит опираться на тех, кто уже поддерживает вашу организацию».
Роман Склоцкий, директор Центра филантропии Фонда Владимира Потанина: «Посмотреть на начинающих филантропов, тех, кто только планирует создание частного фонда. И также важное — нам, как НКО, нужно научиться себя правильно упаковывать. Почему мы говорим, что нам не хватает денег на оргразвитие? Потому что мы не рассказываем, как мы устроены и зачем нам сотрудники и зарплаты».
Анастасия Новальская: «Вкладываться в кадры: ставить фокус на профессиональный рост сотрудников и увеличивать их компетенции».
***
Дискуссия прошла в технополисе «Москва» на Московском форуме некоммерческих организаций, который стартовал 17 декабря и продлится до вечера 18 декабря.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.