Предполагается, что детей научат навыкам решения конфликтов, которые они затем в качестве наставников передадут сверстникам. Занятия будут проводиться в игровой форме. Методику планируется распространить в соседних регионах. В ее основу ляжет опыт реализации в Самарской области проекта ОБИДКА (Обычная история детской коллективной агрессии). Проект существует с ноября.
«Ассоциация детских служб примирения Самарской области действует в регионе более 10 лет. Мы занимаемся тем, что развиваем соответствующие службы в школах, учим подростков жить в мире. В нашем регионе было много случаев травли в учебных заведениях, поэтому мы решили заняться профилактикой. Сначала поискали технологии, которые можно было бы применять на практике, и выяснили, что в основном они рассчитаны на взрослых. Поэтому мы разработали свою технологию работы с детьми, основанную на принципе «Равный – равному», – рассказал Агентству социальной информации координатор проекта ОБИДКА Юрий Курдин.
Сначала организаторы проекта находят желающих участвовать в нем добровольцев среди подростков, потом проводят их обучение. После этого ребята устраивают тематические занятия в школах региона среди сверстников.
«На занятиях дети-волонтеры рассказывают сверстникам, что такое травля, кто ее участники и какие последствия она может повлечь за собой. Считается, что буллинг имеет последствия только для жертвы, а об обидчике только узнают взрослые. Но в процесс травли втянуты также родители и педагоги», – говорит Юрий Курдин.
Занятия включают просмотр и обсуждение кинофильмов и мультипликации по теме, а также проведение игр на закрепление материала. За счет этого волонтеры стараются сформировать у школьников негативное восприятие травли и потребность обратиться к специалистам за решением проблемы при ее появлении.
Занятия проводятся в школах. Их ведут дети-волонтеры во главе с куратором-педагогом или родителем. Если в ноябре в проекте участвовало только 15 волонтеров, то сейчас в нем задействовано уже более ста добровольцев из 25 образовательных заведений Самарской области. Чтобы оценить эффект от проекта, непосредственно перед началом занятий волонтеры проводят специальные игры в начальной школе, а затем устраивают их через несколько месяцев после окончания работы.
«В средней школе мы проводим анкетирование. В играх и в вопросах анкеты мы отслеживаем, изменилось ли поведение участников и каким образом. Например, в анкете может описываться ситуация, когда всех в классе позвали на день рождения, кроме одного ученика, и ребенку нужно описать свое восприятие этого», – говорит куратор проекта.
В ближайшее время занятия проекта пройдут в школах Самары и Сызрани. Информацию о дате и месте их проведения можно получить в официальной группе проекта «ВКонтакте».
«Мы готовы делиться опытом с коллегами. Поэтому сейчас мы работаем над созданием лекционного курса. Мы облегчим передачу принципов обучающей технологии. Это делается для того, чтобы не было потребности в очном обучении, чтобы добровольцы могли обучаться в любом другом регионе. Пока мы поставили перед собой задачу подготовить методику к февралю и тогда же распространить ее в соседних областях», – резюмирует Юрий Курдин.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.