Заявителям, которые жаловались на пытки и похищения, присудили компенсации в размере от 39 тыс. до 88 тыс. евро, сообщается 4 февраля на сайте правозащитного центра «Мемориал».
ЕСПЧ вынес постановления по делам «Нигматуллин и другие против России» и «Угурчиев и другие против России». Среди них были четыре жалобы, поданные «Мемориалом».
Первая — от жителя Ингушетии Магомеда Кодзоева, который пожаловался на избиения во владикавказском региональном управлении по борьбе с организованной преступностью (РУБОП) еще в 2006 году. По информации «Мемориала», Кодзоева избивали дубинками, требуя признаться в связи с боевиками. Сначала он пожаловался на жестокое обращение в прокуратуру, но в РУБОПе его опять избили и потребовали забрать заявление. Все его жалобы в прокуратуру и российские суды отклонили. ЕСПЧ присудил ему 39 тыс. 700 евро компенсации.
Вторая — от жителя Ингушетии Мусса Даурбекова, он жаловался на пытки в Северной Осетии в 2007 году. По его словам, в СИЗО 15/1 Владикавказа его сильно избили, пытали током, подвешивали вниз головой и угрожали убить. Ему также присудили компенсацию в 39 тыс. 700 евро.
В первых двух делах ЕСПЧ подтвердил нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод — запрет жестокого обращения.
Третья — от жителя Дагестана Ислама Валибагандова, который пожаловался, что его брата Омара похитили в 2013 году, а правоохранительные органы не стали расследовать это дело, ссылаясь на записку, оставленную якобы Омаром. Почерковедческая экспертиза, которой добился «Мемориал», показала, что записка написана кем-то другим. ЕСПЧ присудил Исламу 80 тыс. евро компенсации.
Четвертая — от жительницы Ингушетии Пятимат Аушевой, сына которой похитили в 2012 году. Расследование не принесло никаких результатов. Компенсация — 80 тыс. евро за моральный ущерб и еще 8 тыс. евро — за материальный.
Во вторых двух ЕСПЧ установил нарушение сразу четырех статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод: 2 — право на жизнь, 3 — запрет жестокого обращения, 5 — право на свободу и личную неприкосновенность и 13 — право на эффективные средства правовой защиты.
Подробнее о делах заявителей можно прочитать на сайте «Мемориала».
Решение состоялось благодаря юристам ПЦ «Мемориал» Марине Агальцовой, Исе Гандарову, а также юристам Европейского центра защиты прав человека и ранее сотрудничавшим с «Мемориалом» юристам Кириллу Коротееву и Григору Аветисяну — они представляли интересы заявителей в ЕСПЧ.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.