Продукты привезут волонтеры
Общероссийский народный фронт совместно с движением «Волонтеры-медики» во время пандемии открыл портал «Мы вместе», где пожилые люди и люди с хроническими заболеваниями могут заказать доставку продуктов и лекарств на дом. ОНФ организовал всероссийскую горячую линию (8-800 200-34-11) – по этому номеру могут звонить жители всех регионов России.
Оператор линии рассказал АСИ, что по состоянию на 2 апреля срок обработки заявки составляет минимум два-три дня. Очевидно, волонтеров не хватает, несмотря на то, что к 20 марта на волонтерской платформе зарегистрировались более 2 тыс. человек.
Спустя два-три дня заявку передают волонтеру, который связывается с нуждающимся человеком и принимает заказ на конкретные продукты и лекарства. Оплатить можно наличными при передаче товаров у порога квартиры либо заранее, на карту волонтера.
В Москве также работает горячая линия комплекса социального развития Правительства Москвы. По телефону (495) 870-45-09 тоже можно заказать доставку необходимых товаров прямо к порогу. Оператор не смог сориентировать корреспондента по срокам обработки заявки. Известно лишь, что для заявки нужно сообщить свое полное имя, номер телефона, адрес и паспортные данные. Без этой информации заявку в работу не примут.
«Почему вы не отвезете продукты сами?»
«Многие жители нашей страны вынуждены находиться в изоляции. Волонтеры могут помочь в покупке продуктов и лекарств, решении бытовых проблем и в организации работы региональных штабов. Вместе мы справимся со всеми трудностями и поддержим каждого», — пишут на сайте.
Оказалось, помочь смогут все-таки не каждому. Сотрудник АСИ попытался заказать доставку продуктов для своей пожилой родственницы, позвонив на горячую линию комплекса социального развития Москвы. Сначала оператор спросил: «Почему вы не отвезете продукты сами?». В ответ сотрудник напомнил об указе мэра Собянина, согласно которому пожилые люди обязаны соблюдать режим самоизоляции, и оставил контактные данные родственницы, которой требовалась помощь. Ей перезвонили и, сообщив, что у них много заказов, заявку не приняли и в очередь не поставили.
Где еще можно заказать продукты
Государственные горячие линии – не единственный способ заказать продукты на дом. Журналист Виктория Ивлева опубликовала подборку сетевых магазинов, которые предлагают разные условия: сумма минимального заказа, стоимость доставки (некоторые привозят бесплатно), время доставки и способ оплаты.
В большинстве магазинов сделать заказ можно через приложение или сайт (по данным Росстата, всего 10% россиян старше 55 лет заказывают товары онлайн) и воспользоваться безналичной оплатой. Многие торговые сети прописали минимальную сумму заказа (в среднем она составляет 2-3 тыс. рублей), в то время как средний чек жителя России за один поход в магазин в январе 2020 года был 552 рубля.
Пока самые простые условия, без использования приложения и банковской карты, предлагают «Окей» (минимальной суммы заказа нет, возможен наличный расчет, заказ по телефону) и «Азбука вкуса экспресс» (минимальная сумма заказа 500 рублей, стоимость доставки 150 рублей, при заказе от 900 рублей – бесплатно, есть наличный расчет и заказ по телефону). Возможно, со временем ритейлеры будут менять условия, реагируя на потребности пожилых клиентов, которые не смогут получить помощь по телефонам горячих линий. Актуальную информацию лучше отслеживать на сайтах магазинов.
Продуктовая сеть «Утконос» сообщила, что выделила специальную линию для пенсионеров и людей с инвалидностью, чтобы быстрее их обслуживать. Доставка будет действовать по всей Москве и области в пределах малого Московского кольца. Для регистрации нужно отправить заявку по e-mail: client-utkonos@utkonos.ru с пометкой «лучшедома», указать номер логина и прикрепить фотографию документа, который подтверждает возраст 65+. Помочь с оформлением заказа в «Утконосе» предлагают родным и близким. Что делать пожилым людям, которые живут одни и которым мэр запретил видеться с близкими, непонятно.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.