Проект «Выжить без мамы», в ходе которого фонд «Общие дети» ухаживает за детьми-сиротами в больницах, существует уже восемь лет. У фонда обычно восемь нянь, которые распределены по трем больницам Воронежа и работают с детьми-отказниками. Эти дети находятся в больнице до тех пор, пока органы опеки определяют группу здоровья ребенка и ищут ему семью, либо определяют в детский дом.
«Частое заблуждение, с которым я сталкиваюсь, что отказники — это маленькие детки, которые лежат в больнице по причине здоровья, — рассказала АСИ вице-президент фонда «Общие дети» Ксения Пенькова. — На самом деле эти дети попадают больницу не потому что болеют, а потому что больница — это перевалочный пункт между сиротством и его новой семьей, между новым учреждением и его прошлым местонахождением. К тому же к нам попадают не только груднички, но и дети до 12-13 лет. Многих изымают из семей из-за реально плохих условий. Из последнего — мама в три часа ночи гуляла с годовалым ребенком в коляске, было холодно, а на младенце были только подгузники и легкая маечка. Такие мамы, как только инспекторы по делам несовершеннолетних забирают ребенка, восклицают: «О, а так можно было?» — и пишут отказ».
Сейчас одна няня ушла, и фонд ищет нового сотрудника. По словам вице-президента фонда, чаще всего нянями устраиваются женщины после 30 лет, у которых есть свои дети и которые раньше работали в садиках или других госучреждениях. Фонд оплачивает работу няни на пожертвования, зарплата — 15 тыс. рублей, график с 9 до 18:00, но многие няни часто остаются с детьми дольше по своему желанию.
«Мы переживаем за детей, поэтому хотим «своего» сотрудника, стабильного человека. Для нас главное — чтобы этот человек был максимально ответственным и заинтересованным в работе, чтобы он понимал: это социальные дети, они могут быть во многом нестабильными, им нужно повышенное внимание. Ответственность и забота, любовь к детям, аккуратность, материнское отношение — это самое важное. Даже не всегда важен опыт. Например, няня работала с одним ребенком, а у нас бывает и пять, и десять детей. К этому нужно быть морально готовым», — пояснила Пенькова.
Дети из роддома поступают в больницы по письменному отказу, но если у них все в порядке со здоровьем, они надолго не задерживаются, потому что есть много людей, которые хотят усыновить младенцев под опеку. Остаются дети чуть постарше и чаще всего их моральное состояние нельзя назвать стабильным, отметила она.
«Детей-отказников забирают из тяжелых условий, поэтому многие детки нервные, могут не спать по ночам, некоторые не умеют самостоятельно кушать, некоторые не приучены к горшку, разговаривать не могут толком. Возможно, они пока даже не понимают, что с ними происходит. Однако это все отразится на будущем ребенка, и чтобы последствия были минимальными, нам важно, чтобы ребенком занимались не санитарочка или воспитатель, а человек, который бы находился только с нашими детьми», — подчеркнула вице-президент фонда «Общие дети».
Кроме того, фонд планирует создать мультфильм о детях-отказниках и привлечь внимание людей к этой проблеме, поэтому ищет профессионального мультипликатора. На это есть грантовые средства: один из волонтеров фонда работает в IT-компании Playrix, он рассказал «Общим детям» о конкурсе грантов на проекты.
«Мы хотели бы отдать дело профессионалам — сценарий у нас есть. Мы хотим, чтобы больше людей узнали о проекте «Выжить без мамы», что благотворительность — это не сфера для мошеннической деятельности, а здесь работают люди, и они реально работают. Это попытка обратить внимание на проблемы других людей и детей», — добавила Ксения Пенькова.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.