Представители некоммерческих организаций, бизнеса и науки развернули дискуссию вокруг наболевшей темы существования и развития благотворительности во время действия режима самоизоляции. Большинство спикеров согласились с тем, что с началом экономического спада сфера оказалась в уязвимом положении: сократилось финансирование от бизнес-партнеров и частных лиц, на паузу встала основная работа в офлайне. Были озвучены данные статистики: падение составило 20-70%. Тем не менее большинство некоммерческих организаций все же нашло выход и продолжает оказывать поддержку своим подопечным, а часть еще и начала помогать врачам, бизнесу, коллегам.
Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), назвала работу сотрудников некоммерческих организаций подвигом и отметила, что именно этот сектор в условиях кризиса предложил обществу «многоголосье нормального». Она остановилась на возможностях взаимодействия с государством в это время, получении льгот по аренде и кредитным обязательствам, региональной помощи и работе самого Центра ГРАНИ в последние месяцы. Главным достижением пандемии она назвала то, что представители разных сфер наконец «плюнули на статусы» и научились эффективно и быстро работать в онлайн-режиме.
По словам Юрия Благова, представляющего Высшую школу менеджмента СПбГУ, в последние годы все больше бизнес-компаний демонстрируют приверженность «гуманистическому мышлению». И во время пандемии общий тренд сохранился. Однако спикер подчеркнул, что COVID-19 показал, что трансформируется сама идея устойчивого развития, и коронавирус – лишь частный случай этого сложного процесса.
Актриса Ксения Раппопорт, попечитель фонда «Дети-бабочки», поделилась трудностями, с которыми столкнулась организация за последние месяцы. До пандемии внутри фонда была налажена работа целой сети специалистов-врачей в разных регионах страны, которые как раз накануне ситуации взяли на себя еще и дополнительное направление – помощь людям с таким заболеванием кожи, как ихтиоз. В кризис пришлось войти с двойной нагрузкой. Раппопорт отметила, что за последние месяцы сократилось не только количество пожертвований, но и средний чек, важные партнеры – малый и средний бизнес – сами пребывают в финансовых трудностях. Кроме того, подопечные фонда из-за дефицита средств в аптеках столкнулись с проблемой недостатка жизненно необходимых им бинтов и завышенных цен на них. Сотрудникам фонда пришлось мобилизоваться и переосмыслить свое отношение к работе: вместо того, чтобы ждать помощь и пожертвования со стороны, они сами стали зарабатывать. Кроме того, активизировались медийные личности, которые раньше помогали разово, а теперь – регулярно.
Елена Киянова, управляющий по корпоративным вопросам региона «Север» аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, добавила, что она «снимает шляпу» перед органами власти Ленобласти, которые оказали поддержку бизнесу и НКО. Киянова также подчеркнула, что пандемия – это «узел, который связал нас крепче». В целом все спикеры отметили, что именно гибкость, социальная чуткость, умение быстро перестраиваться помогает некоммерческому сектору в эпоху коронавируса.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.