Адвокаты уроженки Ингушетии Елизаветы Алиевой направили в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) ее заявление с просьбой признать насильственным исчезновение ее сестры Марем Алиевой. Они ссылаются на определение, закрепленное в Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений.
Дело Марем Алиевой
В июле 2015 года Елизавету Алиеву и ее мужа похитила из собственного дома группа вооруженных людей, однако полицейским удалось освободить их. Спустя несколько месяцев было возбуждено уголовное дело по статье 126 УК РФ (похищение человека), позже по нему задержали двух мужчин: Мухарбека Евлоева и Мурада Парагульгова. Евлоев оказался мужем сестры Елизаветы – Марем Алиевой, которая неоднократно жаловалась на побои и издевательства со стороны супруга и обращалась с заявлениями в правоохранительные органы.
19 сентября 2015 Марем позвонила сестре и сказала, что в доме очередной скандал, пришло много мужчин и, если через полчаса она не ответит на телефон, чтобы та вызвала полицию. С тех пор Марем пропала.
«Европейский суд также задал сторонам вопрос о том, признали ли российские власти серьезность и масштаб проблемы домашнего насилия и его дискриминационный эффект на женщин. Правительство отметило, что экспертные данные о насилии в отношении членов семьи в России не превышают аналогичные показатели других стран. Нельзя не отметить, что невозможно определить истинный масштаб проблемы, если в России нет отдельной нормы или квалифицирующего признака, запрещающего домашнее насилие.
Сейчас мы не можем понять, сколько из всех насильственных преступлений и административных правонарушений совершается в семейно-бытовой сфере; не отражены взаимоотношения между нарушителем и пострадавшим. Соответственно, нельзя говорить о какой-либо официальной статистике домашнего насилия. К сожалению, пока есть только отдельные цифры, которые иногда публикуются МВД или озвучиваются официальными лицами. Методику их подсчета мы не знаем, зачастую они публикуются без какого-либо анализа, что по сути не дает никакой достоверной информации. Заявители в своих обзервациях также отметили, что в силу отсутствия эффективных способов правовой защиты пострадавших от домашнего насилия, общей пассивности правоохранительных органов, а также сегодняшняя государственная политика и отсутствие политической воли для принятия закона о домашнем насилии, соответствующего международным стандартам, создают в России климат, который потворствует домашнему насилию и является отказом в правосудии для пострадавших», — прокомментировала дело Ольга Киселева, юрист проекта «Правовая инициатива».
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.