О том, что станции фактически закрыты, и уже началось их разграбление местными жителями, сообщило в понедельник, 17 августа, общественное движение «Архнадзор».
По словам активистов, станционные здания закрыты, дежурства не ведутся, семафоры закрещены (отмечены скрещенными палками как не действующие), сигнальные огни погашены как на семафорах, так и на предупредительных прожекторных светофорах. «Стрелки заперты на главный путь, и видно, что по боковому пути давно никто не ездил», — уточняют в «Архнадзоре». Местные жители срезают провода электрожезловой системы и сдают их в металлолом.
«Кувшиновская линия, к которой относятся эти станции, известна уникальной по нашим временам системой управления движением поездов: для подачи сигналов поездам используются настоящие семафоры, а разрешением на отправление поезда служит металлический жезл, выдаваемый машинисту при помощи несложной электромеханической системы. Лет 70 назад такие системы работали повсеместно, а сейчас их отдельные компоненты гораздо чаще встречаются в железнодорожных музеях, чем в реальной эксплуатации», – поясняют активисты «Архнадзора».
Ценность этого железнодорожного перегона в том, что здесь полностью сохранились и находятся в рабочем состоянии семафоры, электрожезловая система и уникальная механическая система шлагбаумов на переезде. «Это пример высшей формы сохранения технического наследия – когда не только сохранено в хорошем состоянии оборудование, но оно еще и работает исправно, и есть люди, которые умеют на нем работать, могут показать и подробно объяснить, как это все работает, — отметил в беседе с Агентством социальной информации координатор общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров. – Вот приходишь в музей, где есть, скажем, старинные семафоры, а музейные работники могут лишь назвать их, но рассказать, как все это работало, не могут».
По словам Егорова, «Архнадзор» обращался в Октябрьскую железную дорогу с предложением создать на базе Кувшиновской линии туристический маршрут, который бы быстро окупил все затраты на восстановление и поддержание станций:
«От этих станций меньше часа езды до Осташково, куда приходит туристический поезд РЖД на паровой тяге. Почему же не вложить немного денег и предпринять небольшие организационные усилия, чтобы создать кольцевой туристический маршрут через станции Ранцево и Скакулино? И таким образом сохранить уникальное техническое наследие».
Он добавил, что руководство Октябрьской железной дороги еще в 2011 году признало историческую ценность этих станций и даже издало приказ об обязательном их сохранении. В феврале 2020 года «Архнадзор» получил официальный ответ от Октябрьской железной дороги, в котором утверждалось, что обе станции будут обязательно сохранены. «Закрытие станции Ранцево не планируется. Работа остановочного пункта Скакулино в режиме раздельного пункта с производством поездной работы по приему и отправлению поездов с использованием семафорной и электрожезловой сигнализации будет восстановлена», — говорилось в письме.
«Но на деле получается, что руководство Октябрьской железной дороги не выполняет свои же решения или сознательно вводило в заблуждение всех, кто защищает эти станции, — продолжает Юрий Егоров. – Мы намерены в ближайшее время обратиться с официальным запросом к руководству не только Октябрьской железной дороги, но и вышестоящему руководству РЖД, чтобы нам разъяснили, почему сложилась подобная ситуация. Будем надеяться, что все-таки здравый смысл восторжествует и удастся сохранить и восстановить эти уникальные железнодорожные станции».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен