В СПЧ планируют создать «цифровой кодекс», сообщает 18 сентября «Коммерсант» со ссылкой на главу совета Валерия Фадеева.
Как рассказал «Ъ», перед созданием кодекса в СПЧ хотят подготовить для президента доклад о нарушении цифровых прав граждан: например, сетевой травле и слежке. Доклад подготовят к декабрю 2020 года совместно с российскими хакерами. Они, по словам Фадеева, хорошо понимают, какие манипуляции можно проделать в сети.
После доклада совет начнет разрабатывать «цифровой кодекс» и выступит с инициативой о создании законопроекта, который бы защищал пострадавших от нарушения прав в интернете — от интернет-травли, слежки, утечки данных или сетевых мошенников.
Утечку данных Фадеев назвал «огромной проблемой». Также глава СПЧ напомнил о слежке с помощью городских камер видеонаблюдения, «провал» приложения «Социальный мониторинг», а вместе с ним и другие нарушения прав и свобод граждан, случившиеся во время пандемии COVID-19.
По мнению Фадеева, у государства не получается справиться с защитой прав граждан в цифровой среде. Совет же хочет «оградить людей от травли», но «избежать защиты прав за счет подрыва свобод».
Адвокаты, с которыми переговорил «Ъ», впрочем, не слишком уверены, что кодекс сможет помочь.
АСИ спросило мнения у главы юридической практики «Роскомсвободы», адвоката Саркиса Дарбиняна.
«Конечно, со стороны юриста-практика идея кодификации в одном документе всех норм, которые регулируют отношения в киберпространстве, кажется здравой. Сейчас действительно не очень удобно: у нас есть Федеральный закон «О связи», закон «Об информации», «О персональных данных», есть Гражданский кодекс, и это еще не говоря об Уголовном кодексе, Административном и прочем. Кодификация упростила бы жизнь юристов и правоприменителей, которые работают с этой темой», — рассказывает АСИ Дарбинян.
«Но естественно, принятие кодекса нисколько не сделает жизнь граждан в интернете более безопасной, потому что дело не в законах, а в правоприменении, которое у нас выборочное и зачастую имеет карательный уклон.
На сегодняшний день у нас есть множество норм, охраняющих тайну частной жизни, личные неимущественные права, но как мы знаем, эти нормы не сильно применяются, когда речь заходит о возбуждении уголовных дел. Как правило, в этом случае правоохранительные органы отказывают и здесь, конечно, причина не в том, что отсутствуют какие-либо нормы, а в том, что у них отсутствует желание работать по такого рода статьям: права и законные интересы человека и гражданина не стоят в углу приоритетов нашего силового блока», — заключает глава юридической практики «Роскомсвободы».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен