21 сентября на площадке московского Цифрового делового пространства (ЦДП) прошло итоговое мероприятие Российского интернет-форума — РИФ in the city. 24-й РИФ начался 15 сентября в онлайн-формате, последний день форума провели офлайн.
На форуме, традиционно посвященном интернету и цифровым технологиям, уже на открывающей дискуссии обратились к социальной ответственности как к тренду 2020 года наряду с «удаленкой» для большинства российских компаний и организаций и развитием онлайновых сервисов (например, по доставке продуктов).
«Огромное количество крупных компаний в нашей стране проявили то, что называется социальной ответственностью. Не на бумажке, на которой есть какой-то список обязанностей компании, среди которых забота о ком-то, а очень всерьез», — заметил Александр Крайнов, руководитель лаборатории машинного интеллекта «Яндекса». В «Яндексе», по его словам, на помощь во время пандемии (проект «Помощь.Рядом») потратили 250 млн рублей, еще 110 млн — привлекли от благотворительности.
Его поддержал и Очир Манджиков, вице-президент Mail.ru Group: «Главный тренд — люди и забота о людях».
Социальные проекты в сети
Отдельно этот тренд рассмотрели на дискуссии «Социальная ответственность бизнеса в интернете: взаимодействие интернет-площадок и социальных проектов» — выездном заседании Координационного совета по социальной рекламе в ОП РФ. Тема, по словам модератора дискуссии, директора АСИ и руководителя комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО Елены Тополевой, связана с «взрывом» в сфере социальной рекламы и социальной ответственности медиа. Взрыв этот случился как раз во время пандемии.
Это подтверждают и цифры: по данным Национального рекламного альянса, за 2019 года доля социальной рекламы на телевидении достигала 1%, за восемь месяцев 2020 года она поднялась до 2,2% .
В интернете социальную рекламу никто не считал, но по мнению Тополевой, мы сами стали свидетелями того огромного количества социальных проектов, связанных и с пандемией, и просто перешедших в онлайн из-за карантинных мер. Среди последних — Больничные клоуны, которые не бросили свое дело, а продолжили «приходить» к детям в больницы через онлайн.
Активнее и быстрее всего в помощь во время пандемии включились компании, которые изначально имели социальную стратегию, отметила Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро Mail.ru». Одним из примеров она назвала проект «Добрые километры», запущенный с сервисом «Ситимобил» еще до пандемии: в нем можно было оставлять «подвешенные» километры для людей, приезжающих в Москву или другие крупные города на лечение и ограниченных в средствах. Именно это, по мнению Бабкиной, помогло «Ситимобил» так быстро развернуть поддержку врачей, доноров и пациентов во время пандемии.
Сохранить на долгие годы
На дискуссии вспомнили множество социальных проектов, успешно реализованных в пандемию COVID-19. Среди них, например, акция «Рубль в день», «Если не будет фондов», «Спасаем тех, кто спасает нас». Собранный опыт и пример социальной ответственности важно не потерять и приумножить в будущем.
«Нам кажется важным обратить внимание на то, что источником решения социальных проблем выступают сегодня некоммерческие организации. И вот как раз в партнерстве с НКО следует разрабатывать и стратегии дальнейшего продвижения, и всю работу с медиа и потребителями медиапродукта», — отметил Владимир Вайнер, директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, креативный директор центра рекламных исследований Grand Pix.
В то время как медиарешение, качество упаковки этого решения, а также мониторинг медиаразмещений и оценка социального воздействия — задачи, к которым надо привлечь кого-то к сотрудничеству.
Например, оценкой социального воздействия того или иного проекта часто занимаются маркетологи и пиарщики. Но они, по мнению Александры Бабкиной, реальной оценки социальному воздействию дать не могут.
Тополева напомнила, что экспертизой социальных проектов, в том числе рекламных, занимаются в Координационном совете по социальной рекламе и социальным коммуникациям при ОП РФ. Туда можно обратиться за оценкой рекламного ролика и его социального воздействия в том числе.
А за поддержкой с социальной рекламой можно подать заявку на конкурс АНО «Институт развития интернета».
По итогам заседания Институт развития Интернета предложил составить меморандум, призванный закрепить понятия социальной рекламы и социально значимой информации в Сети, а также определения ее основных форматов и критериев оценки ее эффективности. Разработка и реализация меморандума, возможно, будет вестись на площадке ИРИ.
Справка
РИФ in the City — это форум о технологиях и людях, интернет-бизнесе, digital-трансформации и цифровой зрелости.