Организаторы совместной акции требуют пересмотреть статьи Уголовно-процессуального кодекса о порядке проведения обыска и прекратить использовать обыски «для запугивания российских граждан». В заявлении организаций говорится, что трагедия в Нижнем Новгороде «заставляет пристально взглянуть на то, как проводятся обыски, — и у гражданских активистов, и у людей, далеких от политики».
«Обыск превращен из инструмента расследования преступления в способ силового и психологического давления», — подчеркнули правозащитники.
По мнению авторов обращения, в УПК должны быть внесены изменения, препятствующие злоупотреблениям следователя: «Необходимо возродить реальный судебный контроль за производством обысков. Мы предлагаем представителям гражданского общества, адвокатского сообщества, юристам объединить усилия и выработать пакет требований к власти, воплощение которых стало бы не только данью памяти Ирины Славиной, но позволило бы устранить условия, породившие трагедию в Нижнем Новгороде».
Профсоюз журналистов и работников СМИ также требует наказать виновных.
«Ирина не боялась писать о коррупции, махинациях с госзакупками, уголовных делах по политическим мотивам. Ее пытались запугать, — вспоминает Профсоюз, — дважды неизвестные резали шины автомобиля, били лобовое стекло, подсовывали соседям клеветнические листовки, в которых обвиняли журналистку в оправдании терроризма. Но полиция не смогла найти виновных, даже когда Ирина предоставила видео».
«Мы уверены, что причиной трагедии стало непрерывное преследование и давление на журналистку со стороны силовых структур государства. Ответственность за смерть Славиной должны понести все, кто заводил дела, подписывал постановления, выносил приговоры, проводил унизительный обыск — все, кто планомерно превращал её жизнь в ад», — отметили коллеги журналистки.
К заявлениям правозащитников и журналистов присоединились комиссии по свободе информации и правам журналистов и по гражданским свободам и гражданской активности СПЧ:
«Славина систематически подвергалась преследованиям со стороны местных силовых органов. Огромные штрафы, ставящие семью на грань нищеты, и, наконец, возмутительный обыск с изъятием всех средств для профессиональной деятельности у человека, проходящего по делу свидетелем — все это, вне зависимости от личных психологических особенностей Славиной не могло добавить ей душевного равновесия и придать сил противостоять жизненным трудностям. Считаем, что трагедия, приведшая к смерти Ирины Славиной, должна быть расследована федеральным Следственным комитетом».