Проект «Правовая инициатива» проводил исследование совместно с доцентом РАНХиГС.
Они опросили 36 респондентов из республик Северного Кавказа и 19 – из Санкт-Петербурга и Ульяновска. При этом женщины из Дагестана, Северной Осетии, Чечни и Ингушетии чаще всех приводили примеры жестоких форм насилия.
Из 36 женщин, столкнувшихся с сексуальными домогательствами, 23 умолчали о пережитом. Они отмечали, что «не хотят выносить сор из избы», им «омерзительно об этом говорить», они не верят, что их поймут, им неоткуда было ждать поддержки.
«В нашем регионе к малолетним могут родственники приставать в семье. Ребенок запуган и не может сказать о том, что отец, или брат, или родственник пристает к ним. Тяжело об этом бывает узнать», – рассказывает одна из опрошенных из Дагестане.
На вопрос о том, что респонденты бы сделали, если бы ситуация повторилась вновь, женщины отвечали: «Не молчи! Не бойся! Не вини себя!». Эти фразы решили сделать названием отчета о проведенном исследовании.
Авторы исследования отмечают: статья за понуждение к действиям сексуального характера (133 УК РФ) не способна обеспечить правовую защиту от сексуальных домогательств. В то же время, это единственный юридический инструмент восстановления прав потерпевших в России.
Ситуация с проблемой сексуальных домогательств также осложняется отсутствием психологических и социальных средств защиты жертвы.
«Подавляющее большинство респонденток, хотя и сталкивались с проявлениями сексуальных домогательств в образовательной и профессиональной областях, не всегда придавали им сколько-нибудь существенного значения только потому, что пережили в своей жизни несоизмеримо большее и тяжелейшее насилие – сексуальное насилие в детском возрасте, изнасилование, попытки изнасилования, систематическое домашнее насилие», – объясняет Юлия Антонова, старший юрист проекта «Правовая инициатива».
«Правовая инициатива» заключает, что исследователи все еще не могут достаточно подробно изучить проблему сексуальных домогательств. В том числе из-за того, что эта тема долго не считалась общественно значимой.