Москалькова подчеркивает, что хотя в кризисных центрах для женщин ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию, такие центры и кризисные отделения созданы не во всех субъектах Российской Федерации, и женщины часто остаются наедине со своей проблемой.
Омбудсмен отмечает также, что кризисные центры не могут обеспечить всеохватывающего решения проблем жертв домашнего насилия. «Чаще всего насилие в отношении женщин совершается в семье. Половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация, в которой участвуют близкие люди. <…> И в этой связи вопрос о дальнейшем развитии механизмов профилактики бытового (домашнего) насилия сохраняет свою актуальность», — говорится в докладе омбудсмена «Соблюдение и защита прав потерпевших в уголовном процессе», опубликованном на официальном сайте уполномоченного по правам человека.
По мнению Москальковой, «проблемы жертв домашнего насилия имеют комплекс социально-экономических и юридических аспектов и настойчиво требуют своего разрешения». В докладе отмечается, что количество жалоб к уполномоченному на ненадлежащее расследование уголовных дел, связанных с домашним насилием, их незаконное приостановление или прекращение не уменьшаются и составляют примерно третью часть всех заявлений потерпевших (за 9 месяцев 2020 года — 866; в 2019 году — 1245; в 2018 году — 922, в 2017 году — 795, в 2016 году — 843).
«Риторика последних лет, которую мы слышим от государства, — домашнего насилия не существует, — прокомментировала для АСИ слова Москальковой директор Центра «Сестры» Надежда Замотаева. — Я удивлена и рада, что наконец-то от государственного человека, от омбудсмена мы слышим заявление о том, что проблема домашнего насилия существует и что помощи живущим в ситуации домашнего насилия недостаточно. Наконец-то делается упор на профилактику семейно-бытового насилия и, что очень важно, — Москалькова подтверждает связь проблемы домашнего насилия с преступностью вообще».
Как говорится в докладе, значительно снизить угрозу домашнего насилия и, в частности, повторной преступности вообще могли бы административные запреты и предписания, нацеленные на предотвращение будущих событий, а также система санкций за их нарушение. «При этом выполнение функции контроля за выполнением административных запретов и предписаний может быть возложено не только на правоохранительные органы, но и учреждения образования, здравоохранения, иные организации, а также общественность через программу “активный гражданин”».