Новости
Новости
13.12.2024
12.12.2024
18+
Новости

Как развивалась социальная журналистика в пандемию

Какие медиапроекты появились в регионах во время пандемии COVID-19 и как они боролись с информационным хаосом.

Фото: Erik Mclean / Unsplash

6 февраля в онлайн-формате прошел круглый стол «Рожденные в пандемию: социальные проекты медиа в новых условиях». Дискуссия — часть Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия», которая в этом году состоялась в 35-й раз. Организаторы круглого стола — кафедра периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и Центр «Благосфера».

Стабилизация социальной журналистики

Сейчас уже можно увидеть, как сложились признаки стабилизации социальной журналистики, замечает заместитель заведующего кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Фролова. По ее мнению, они очевидны: произошла легитимация этого направления, оживились социальные проекты, расширилась тематика социальной журналистики, усложнилась методология представления этих проблем.

«Мы уже почти не плачем, но пытаемся разобраться, в чем корень социальных проблем, каковы перспективы их развития. Мне кажется, важно и то, что первые лица окунулись в социальную проблематику в широком смысле, не только в медиаповестке», — отметила Фролова.

К социальным темам стали обращаться даже не профильные СМИ. В социальной журналистике, по словам Фроловой, появилось не характерное для индустрии направление — «журналистика имен». Многие известные журналисты занялись гуманитарной тематикой, стали появляться и активно развиваться сетевые проекты.

Скорая помощь СМИ

Один из таких сетевых проектов — «Скорая журналистская помощь» «Синдиката 100». «Синдикат-100» — объединение независимых российских изданий, среди которых «Новая газета», Znak.com, «Тайга.инфо» (признан иноагентом), «7×7» (признан иноагентом), «Такие дела» и др. Оно появилось в феврале 2020 года.

К созданию проекта, по словам координатора «Скорой журналистской помощи» Александра Гатилина, привел страх, возникший в начале пандемии у врачей, чиновников и журналистов. Врачи боялись рассказывать о том, что им не хватает средств индивидуальной защиты, региональные чиновники боялись санкций из федеральных центров, журналисты боялись попасть под внимание следственных органов и статьи о фейках.

Гатилин же хотел помочь фонду «Правмир», который в начале пандемии занялся сбором СИЗов для врачей.

«Я сделал рассылку региональным журналистам, отправил более двух тысяч писем, сделал запрос на федеральные каналы, чтобы во время концертов в поддержку врачей собирать средства в фонды, обратился к федеральным печатным СМИ, к топовым блогерам, чтобы они тоже рассказали о сборе. И результат — либо тишина, либо — от региональных коллег — цитирую: “ты совсем дурак, что ли?”, “я передала информацию о вашем мошенническом сборе в прокуратуру”», — рассказывает Гатилин.

Тогда он обратился в Альянс независимых региональных издателей (АНРИ), чтобы распространить информацию о сборе по их каналам. Так идея перешла к «Синдикату 100». И появился проект, в котором врачи могли анонимно сообщить о нехватке СИЗов и других проблемах, связанных с их работой.

По словам Гатилина, работа в проекте не всегда была журналистской, проблемы старались решить, не выходя в публичное информационное поле. Получали информацию о нехватке СИЗов, проверяли, готовили журналистские запросы областному министру и главврачам больниц. Расчет был скорее не на то, что в ответ придет обстоятельный ответ, а на то, что, видя внимание журналистов федеральных СМИ, власти проблему по-тихому решат.

Домашка через сельский магазин

1 февраля 2020 года появился сетевой журнал «Люди Байкала». Его создали два журналиста, которые заметили, как мало поступает информации из регионов, из глубинки. Редакции в основном базируются в городах, приехать в отдаленную деревню часто нет средств, да и основные события происходят в центрах, а замалчивание проблемы часто переводит ее в разряд несуществующих, рассказывает Ольга Мутовина, журналист, автор журнала «Люди Байкала» из Иркутска.

Поэтому в журнале «Люди Байкала» стали появляться истории из уральской глубинки. В этих текстах, замечает Мутовина, есть три главных слагаемых: история конкретного человека, обобщенная социальная проблема и общечеловеческий контекст.

Например, когда в регион пришел COVID-19, в журнале появилась история главврача из Иркутской области, которому привезли три аппарата ИВЛ, при этом денег на ремонт больницы не выделили. В результате аппараты ИВЛ стояли под протекающей крышей и фактически не использовались.

Еще одна история, которую авторы «Людей Байкала» только привезли из командировки, о том, как проходит дистанционное обучение в сельских школах. Оказалось — через сельский магазин, единственный уголок для народного сбора. В магазин приходит учитель, оставляет домашнее задание, его забирают родители учеников, а потом туда же приносят тетради с выполненной домашкой. У жителей нет интернета и компьютеров.

Удивительная Выкса

В период пандемии появились и «временные» медиапроекты. Таким стал «ГУЛ — город удивительных людей». Как рассказывает Артем Калашьян, генеральный продюсер «ГУЛа», управляющий партнер компании Marka, «ГУЛ» появился из-за пандемии: карантинные меры не позволили провести в 2020 году фестиваль современной городской культуры «Арт-Овраг». Его создатели, Благотворительный фонд «ОМК-Участие», временно перевели его из офлайновой Выксы на онлайн-площадки.

«ГУЛ» был призван помочь людям легче пережить самоизоляцию. С 20 апреля 2020 года «ГУЛ» выпустил 100 прямых эфиров и 40 редакционных материалов. В повестке «ГУЛа» были и эфиры, посвященные психологическим и духовным практикам, которые поддерживают тонус в период самоизоляции, и эфиры о том, как бизнесу остаться на плаву в кризис.

С окончанием самоизоляции «ГУЛ» переходит в социальные сети, где продолжит развивать тему городского пространства и современной культуры, и приглашает читателей поехать в Выксу — уже не на виртуальную, а на реальную экскурсию.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике