Исследование, которое провела входящая в ЦИРКОН компания SocialBusiness Group (SBG), включало два опроса – анкетный и экспертный – и две офлайн-онлайн-сессии. В исследовании приняли участие 65 экспертов из 23 городов страны, представляющих самые разные организации: органы управления, бизнес-структуры, институты развития (фонды), научно-исследовательские учреждения и социальные предприятия. Примерно половина экспертов (35 участников) представляла Москву, остальные эксперты были из Санкт-Петербурга, Орла, Абакана, Тобольска, Ханты-Мансийска, Благовещенска, Костромы, Череповца и других городов России.
Отсутствие единого мнения
В целом авторы исследования отмечают большой разброс в оценках экспертов. «Неопределенность и многовариантность перспектив развития социального предпринимательства (СП), отсутствие общего (или хотя бы доминирующего) образа будущего СП в представлениях экспертов можно признать главным выводом исследования. По большинству параметров (характеристик) текущего и вероятного состояния социального предпринимательства <…> мнения экспертов либо концентрируются около середины шкалы оценок, либо настолько сильно различаются, что говорить об общем («едином» или даже «среднем») мнении невозможно», — отмечается в докладе.
При этом в ходе проведения опросов было выявлено различное понимание экспертами самого определения «социальное предпринимательство».
Зависимость СП от внешних факторов
По мнению большинства опрошенных экспертов, социальное предпринимательство в России пока еще не стало самостоятельным видом бизнеса и существенно зависит от т.н. внешних стейкхолдеров – государства, крупного бизнеса, частных фондов. Как следствие, развитие СП напрямую зависит от той помощи, которую ему оказывают государство, бизнес и частные фонды. «При таком положении СП главными сегодняшними проблемами его развития большинство экспертов называло “недостаточность поддержки со стороны государства и бизнеса” (в т.ч. финансовой), “отсутствие импакт-инвесторов”, “отсутствие устойчивой клиентской базы”», — уточняют авторы исследования.
При этом отмечается, что эти факторы не сказываются на качестве оказываемых социальными предприятиями услуг и производимых ими товаров, которые эксперты в целом оценили довольно высоко. «Поэтому надежды на дальнейшее развитие СП эксперты возлагают не только на вышеназванных «драйверов развития», но и на потребителей услуг и социального эффекта».
Перспективы развития СП в России
Опрошенные эксперты назвали наиболее перспективные в ближайшие годы области развития социального предпринимательства в России:
- образовательные услуги;
- услуги детских садов и яслей;
- хосписы, услуги сиделок и патронажных сестер;
- медицинские и оздоровительные услуги;
- социально-бытовые услуги.
Потребителями этих услуг, по мнению экспертов, чаще всего оказываются:
- лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды;
- пенсионеры и люди предпенсионного возраста;
- одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- выпускники и воспитанники детских домов;
- многодетные семьи.
Таким образом, эксперты предполагают, что пока социальное предпринимательство будет развиваться скорее в логике «бизнес-собеса».
Корректировка законодательства о СП
По мнению большинства участвовавших в исследовании экспертов, в ближайшее время возможна корректировка законодательства о социальном предпринимательстве. Внесение поправок в закон о СП является одним из основных факторов-развилок его дальнейшего развития. «Нынешняя редакция закона о СП фактически инициировала развитие отдельной ветви бизнеса в социальной сфере, ориентированной на поддержку малоимущих и социально ущемленных категорий населения («бизнес-собес»), и по оценкам многих экспертов не внесла ясность в идентификацию и институционализацию явления, а на сегодняшний день только увеличила разнообразие субъектов, выступающих под именем социального предпринимательства, и таким образом усилила неопределенность и остроту дискуссий о будущем СП в России», — отмечается в исследовании. Корректировка законодательства получила со стороны экспертов очень высокую оценку желательности (средний балл – 8,1 из 10, 2-е место в рейтинге желательных действий и условий среди 27 предложенных).
Такая корректировка законодательства должна ответить на три ключевых вопроса:
- о понимании социального предпринимательства как активности по производству «социальных изменений», решению социальных проблем, достижению явного социального эффекта (СП-1) или активности по производству товаров и услуг в социальной сфере (СП-2);
- о предоставлении или не предоставлении статуса СП социально ориентированным НКО (СО НКО), фактически осуществляющим ту же деятельность, что и социальные предприятия в статусе МСП, и, как следствие, о возможности получения соответствующими НКО субсидий как субъектами СП (от этого зависит решение социального предпринимателя по существованию в одном или нескольких юридических лицах с разным организационно-правовым статусом);
- об уровне органов власти, обладающих полномочиями предоставления статуса социального предпринимателя и ведения реестра социальных предприятий – федеральном или региональном.
Будущее социального предпринимательства
В конце исследования авторы задаются несколькими вопросами, от ответов на которые во многом зависят перспективы развития социального предпринимательства в России:
- будет ли продолжаться последовательный уход государства из социальной сферы (в т.ч. здравоохранения и социального обеспечения) и передача соответствующих функций частному бизнесу и социально ориентированным НКО, или этот процесс будет приостановлен (в т.ч. на основе анализа последствий пандемии COVID-19);
- будет ли крупный бизнес относиться к социальной сфере скорее как сфере «корпоративной социальной ответственности» и «благотворительности» или он войдет в нее как полноправный участник и конкурент с соответствующими инвестициями и франшизами.