«Сход провели, он получился гневно-траурным. Называли фамилии виновных, приносили цветы. Полиция приехала через 10 минут после окончания схода», – рассказал АСИ Дмитрий Сергеев, куратор независимого общественного движения «Живой город», краевед, координатор группы по сохранению культурного наследия в поселке Токсово.
Сергеев также отметил, что активисты будут и дальше пытаться наказать виновных, продолжат участвовать в судах.
«Органы власти и РЖД теперь говорят, что все бревна оказались гнилыми (хотя даже на демонтажных фотографиях видно хорошее состояние сруба, что ранее подтверждалось данными обследования) и что они якобы были заменены в 1950-е, в связи с чем вокзал не представлял ценности. Делают они это через разные «полуСМИ» и информационный стенд на заборе стройки», — добавил он.
Точку зрения активистов в ходе кампании по спасению вокзала поддерживал историк Лев Лурье, а также ряд других специалистов.
«В лучших краеведческих книгах написано, что вокзал за 100 лет не перестраивался. Все, что было сделано, — это несколько некапитальных перегородок. Также прорубили несколько окон на чердачном этаже», – рассказал Сергеев.
Борьбу за железнодорожный вокзал в Токсове горожане ведут уже около двух лет. Проводились пикеты и народные сходы. В кампании участвовал также депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. Снос здания стал возможным после того, как Комитет по сохранению культурного наследия Ленобласти отказался признать его памятником архитектуры.
Здание железнодорожного вокзала в Токсове было построено в 1916 году архитекторами Урхо Пяллия и Николаем Потехиным. Здание представляет собой образец железнодорожной архитектуры эпохи модерна в его «финском», северном, стиле. До наших дней сохранились всего два таких вокзала: на станциях Токсово и Грузино.
Кроме того, вокзал Токсова имеет и мемориальную ценность. Станция находилась в старинной дачной местности, поэтому его пассажирами становились А. Грин, С. Маршак, А. Ахматова, Д. Хармс и другие, станция упомянута во многих литературных произведениях.