Новость о разливе нефтепродуктов в акватории Черного моря в Туапсе изначально местные власти старались не разглашать — так считает живущий в Туапсе руководитель регионального отделения межрегиональной общественной организации «Зеленая лига» Евгений Витишко. Он также рассказал АСИ, что ни федеральные надзорные органы, ни работающие в порту крупные предприятия не привлекли независимых экологов к оценке последствий ЧП.
По предварительным данным Следственного комитета России, начавшего проверку после разлива нефтепродуктов, инцидент произошел 23 мая. Но все официальные структуры и местная администрация сообщили о происшествии только днем 25 мая.
Эколог Евгений Витишко предполагает, что изначально разлив не хотели афишировать и не понимали его масштабы. Только после того как фотографии попали в социальные сети и федеральные СМИ, власти были вынуждены предоставить официальную информацию.
Площадь разлива составляет 1,1 кв. км – нефтепродукты попали в море через глубоководный выпуск местной канализационной системы.
«Но, скорее всего, виноват не МУП, его очистные сооружения обследованы и там нет следов нефтепродуктов. Видимо, кто-то нелегально врезался в трубу, либо даже по санкционированной врезке сбросил нефтепродукт. И мы, и прокуратура ищем виновных. В общем, работа не кончается», — прокомментировала происшествие в Туапсе глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
Администрация города отчиталась об оперативной ликвидации последствий разлива нефтепродуктов и собранной в акватории нефтяной пленки. Но у представителей общественных организаций к самой ситуации остается немало вопросов.
«Туапсе — курорт местного значения, но исторически он использовался как перевалочная база и экологическая ситуация здесь всегда была ненормальной, — отметил в разговоре с АСИ Витишко. –
Примыкающие к порту дома всегда дышали угольной пылью. В другом районе постоянно ощущался запах нефтепродуктов, концентрация которых в разы превышала допустимые нормы. За последние годы, после реконструкции ряда предприятий и усиления контроля, в том числе общественного, ситуация изменилась».
Если раньше акватория порта Туапсе часто была покрыта нефтяной пленкой, которая периодически загоралась, сегодня горящее море не увидишь. В то же время, считает собеседник, представители порта, муниципалитета, компаний «Роснефть», «Транснефть», работающих в городе, «нормального диалога с общественностью не выстраивали».
По мнению эколога, общество никто не слышит, и этому способствуют пробелы в федеральном законодательстве, а также закрытость крупных компаний, избегающих дополнительного общественного контроля.
«Это градообразующие предприятия, и им достаточно легко найти экспертов, которые напишут нужную общественную экспертизу, подтвердят, что никаких нарушений не зафиксировано. Такие «прикормленные» эксперты, часто работающие в структурах предприятий, придут «на спасение» от независимой общественности», — продолжает Витишко.
Сам Витишко обращался в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора с просьбой привлечь его к обследованию последствий ЧП, но получил отказ от надзорной структуры.
«Видимо, надзорные органы полагают, что сами во всем разберутся, договорятся о чем-то, без лишнего общественного контроля и диалога с жителями», — подытожил собеседник АСИ.
Официальные органы сообщают, что по факту разлива нефтепродуктов в акватории Черного моря составлены административные протоколы, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст.252 УК РФ («Загрязнение морской среды»).