Волонтеры создают электронную карту, на которую наносят старые дома с описаниями, фотографиями и рассказами жителей. Активисты надеются, что это позволит отстоять хотя бы некоторые здания и дать им новую жизнь.
Для чего нужен народный мониторинг?
Проект «Том Сойер Фест» родился в Самаре, за несколько лет к нему присоединилось около 60 городов и сел, в которых волонтеры восстановили уже более 100 домов. Теперь самарские активисты движения предложили комплексный подход к восстановлению старых домов в историческом центре своего города.
Народный мониторинг старых домов волонтеры начали с Ленинского района Самары, где таких зданий на данный момент 301. Всего же, как рассказала АСИ директор региональной общественной организации «За информационное общество» Анастасия Кнор, в Программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья по городу Самаре попало более 500 домов.
«Если это не объект культурного наследия, то фактически сегодняшний механизм предусматривает однозначную историю – дом признали аварийным, люди оттуда выселились, дом снесли. Мы задумались, почему не применяется механизм реконструкции дома, и пытаемся дать некий аргумент властям, чтобы они не сносили ценные дома. Может быть, имеет смысл придумать для них какую-то новую жизнь, применить другие механизмы, которые позволят передать их тем, кто хочет восстанавливать эти дома. Поэтому до того, как старые дома снесут, мы хотим предоставить открытую полную карту того, что у нас сегодня есть по городу», — пояснила Анастасия Кнор.
Задача народного мониторинга – поговорить с жителями, понять, насколько они сами любят свои дома, насколько готовы вкладываться в их дальнейшее содержание. По словам Анастасии Кнор, зачастую аварийными признаются дома, которые таковыми не являются. В Самаре уже есть три случая, когда жители отстояли свои дома – здания прошли процедуру «разавариивания». Волонтеры хотят зафиксировать такие дома, чтобы они, по крайней мере, остались в памяти, поговорить с жителями, чтобы выяснить, насколько ценными для них являются эти дома, готовы ли они их дальше содержать, при необходимости запустить процедуру «разавариивания» домов. В случаях, когда это не удается сделать, волонтеры фиксируют ценные элементы старых домов: наличники, двери. Некоторые ценные элементы свозятся в резиденцию «Том Сойер Феста» на улице Чапаевской, 192, где готовятся мастерские, в том числе и под реставрацию спасенных объектов. В августе пройдет реставрация наличника, который сняли с одного из домов, чтобы в том или ином виде вернуть его в городскую среду.
«По сути, мы должны сейчас придумать некую юридическую основу, чтобы непригодные для проживания аварийные дома перевести в нежилые объекты, с которыми можно работать», — отметила Кнор.
Итогом народного мониторинга должна стать программа с четкими списками объектов и рекомендаций, которую волонтеры обсудят с властями. На первом этапе планируется сделать три таких модельных объекта аварийных домов, чтобы создать для них инвестиционные паспорта, и их можно было бы предлагать с понятными правилами для инвесторов. Одним из таких пилотных проектов станет Дом Кожевникова, проект реконструкции которого подается в Фонд президентских грантов.
Люди реагируют по-разному
«Сохранение исторической среды, пожалуй, основная задача народного мониторинга. В последнее время, когда деревянные дома стали исчезать с улиц нашего города, появилась идея запечатлеть, измерить, описать то, что пока еще цело, поговорить с жителями, записать интересные истории, связанные с домами», — рассказала АСИ координатор волонтеров Ольга Лумпова.
Жители старых домов реагируют на приход волонтеров по-разному. «Кто-то охотно делится рассказами о доме, своими проблемами. Например, с одной женщиной мы беседовали почти час. Она рассказала все: и как у них двор не делают, и как она Путину писала, и как и чем заняты ее соседи. Но есть и те, кто не особенно разговорчив», — рассказала АСИ волонтер Валентина Буйлова.
Некоторые жители рассказывают интересные истории. «Так, на улице Самарской, 102 жительница рассказала, что этот дом перед революцией купили три сестры. Расплатились с кредиторами, а тут грянули перемены. И у сестер, которые купили весь дом, осталось по одной комнате на каждую. Хорошо, что не расстреляли. Потомки сестер живы, одни живут в Германии, другие в Самаре», — сообщила Буйлова.
Есть и интересные находки: так, на улице Братьев Коростелевых под слоем штукатурки нашли красивую изразцовую плитку.
По ее словам, и отношение к сносу домов у жителей неоднозначное. Некоторые поддерживают, так как люди хотят жить как в XXI веке. Им нужны вода, канализация, хороший ремонт, а в ряде домов воды нет – ее берут из колонок, канализации тоже нет. Кроме того, в домах трещины. Красот почти нет – все или разрушено, или украдено. Но, с другой стороны, жители не хотят уезжать из центра. Они категорически против переселения в отдаленные районы, а квартиры им предлагают именно там.
Волонтер Артем Коротков рассказал АСИ, что, как правило, контактные и давно живущие местные жители хотят остаться в своих старых домах при условии капремонта дома. По его словам, многие из них сделали себе удобства в доме.
«Старожилов интересно слушать, так, например, в один из домов трамвай въехал лет сорок назад, в результате фасадная стена сруба с тех пор кирпичная. В целом, это невероятное занятие: открываешь для себя новую жизнь, интересные дворики, находишь брошенные предметы старины: декор, мебель, иногда бумаги. То, что люди выкидывают, обычно нам как раз интереснее всего. Так, из одного дома перед самым сносом спасли старинный шкаф и двери», — рассказал Коротков.
Фото предоставлены волонтерами «Том Сойер Феста»
Чтобы присоединиться к чату волонтеров, можно перейти по ссылке https://t.me/joinchat/P59HR4NYZ2c2NDYy