Об этом эксперты поговорили 16 ноября на форуме «Бренды со смыслом».
Мы усугубляем социальную поляризацию
Невозможно говорить об инклюзии и устойчивом развитии в обществе, которое постоянно разделяется на две враждующие половины, на рукопожатых и нет, считает учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.
«Разговор, который выливается в спор, происходит каждый день: а вы вакцинировались, а вы поставили у себя в соцсетях иконку, что поддерживаете «Мемориал» (внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), а пошли на митинг.
Сейчас время не принимать решения, а думать. От того, что мы принуждаем себя и друг друга быстро принимать решения, решения принимаются ошибочные», — подчеркнула Федермессер.
Она отметила, что то, как сейчас говорят об инклюзии, усугубляет социальную поляризацию. «Когда мы говорим про дополнительные права или особые условия, это подчеркивает разницу между нами. Любая среда, в которой мы живем, любой бизнес должен быть для всех.
Не может быть доступности для инвалидов, может быть доступность для всех одинаковая. И не должно быть бизнеса, который дает деньги на благотворительность, но сам свой собственный бизнес под всех людей не приспособил», — пояснила учредитель фонда «Вера».
«Не права инвалида, а права человека»
Основатель агентства идей и смыслов What If Semin? Александр Сёмин считает, что главная цель сейчас – удержать понятие прав человека.
«Речь идет просто о правах человека. Когда ребенка с мамой не пускают на аттракцион, потому что ребенок какой-то не такой, — это нарушение не прав инвалида, а прав человека», — подчеркнул Сёмин.
Нюта Федермессер рассказала о ролике, который недавно распространился в соцсетях, где показывают старика из маленького городка, который сам сделал лебедку и поднимает себя на третий этаж.
«Это же очень стыдно, это позор для власти этого города, а мы показываем это, как то, что это старик — крутой человек, — говорит Федермессер. —
Мы принуждаем человека, отличающегося от нас, стать борцом. Он не может быть слабым, плаксивым, не может пожаловаться, он должен бороться за свои права постоянно».
Инклюзия для здоровых
Начальник управления КСО и событийного маркетинга банка «ВТБ» Наталья Кочнева обратила внимание на то, что в России проблема равных возможностей — это не только про физиологическое и умственное здоровье.
«В нашей стране жизнь сосредоточена только в двух городах – Москве и Питере.
Нам не надо говорить про Африку, у нас есть свои регионы, которые очень неблагополучны. И люди, которые там живут, имеют право иметь то же, что люди в столицах», — пояснила Кочнева.
Она рассказала о программе банка «ВТБ» «Мир без слез» — помощь детским муниципальным больницам. В некоторых населенных пунктах в больницах не хватает даже бинтов. Банк также открывает филиалы футбольной академии «Динамо» в отдаленных регионах, чтобы у детей была возможность заниматься с хорошими тренерами.
«Нам нужен равный доступ к медицине и образованию по всей стране. Люди, которые будут понимать, что у них все есть, будут толерантнее и спокойнее относиться ко всем остальным, которые чем-то от них отличаются», — подчеркнула Наталья Кочнева.
Бизнес может менять привычки и тип мышления людей
Креативный директор и основательница магазина AVGVST Наталья Брянцева отметила, что даже маленький бизнес может менять общество. «Нам это удается еще и потому, что украшение – это такая вещь, которую люди покупают, чтобы сделать какое-то заявление.
В нашей стране осталось мало способов безопасно выразить свою позицию. Если напишешь пост — может прилететь, а если купил ожерелье «иноагент», то ты выразил свою позицию безопасно», — пояснила Брянцева.
Основательница AVGVST рассказала, что они предложили многим брендам сделать мерч со словом «иноагент», чтобы обесценить негативную коннотацию слова.
Человек в страхе – лучшая аудитория для коммуникации
Александр Сёмин считает, что главная ошибка в коммуникации на сложные темы в том, что людям не разрешают бояться. Их будто упрекают в том, что они живут неправильно и должны быстро начать думать о детях с синдромом Дауна и бездомных.
«Главное наше искушение в социалке – заставить человека чувствовать себя виноватым, что у него правильное количество хромосом и две ноги. Мы такие инклюзивные, а он как бы другой.
Человека невозможно изменить, если его не принять. Он имеет право сейчас бежать, ругаться, брезгливо отворачиваться от бездомного. И человек в архаике – лучшая аудитория для коммуникации», — отметил Сёмин.
Он пояснил, что человек в страхе – это человек мифологический, то есть человек в архаике, существующий вне рационального. И изменить человека можно только в таком состоянии, заменив один миф на другой.
«Принести сразу готовому рациональному человеку миф очень сложно, он его разложит на иксель. С человеком, который живет в страхе, гораздо интереснее работать», — подчеркнул Александр Сёмин.