Ежегодно 1 декабря отмечают Всемирный день борьбы со СПИДом, чтобы поддержать профилактику ВИЧ-инфекции и почтить память о погибших от синдрома приобретенного иммунного дефицита.
По данным проекта «Если быть точным» на 2020 год, в России с ВИЧ живут 1 104 768 человек. По информации фонда по борьбе со СПИДом «Шаги», с каждым годом в стране выявляют на 10% больше случаев заражения ВИЧ. По большей части это происходит, потому что люди мало знают о ВИЧ-инфекции.
ВИЧ, или вирус иммунодефицита человека, подавляет иммунную систему и рушит защитные функции организма. Это инфекционное заболевание, которое может привести к смерти, если человек не принимает терапию.
АРВ-терапия, или антиретровирусная терапия, не может вылечить ВИЧ, но ведет к нулевой вирусной нагрузке. Это означает, что человек, регулярно принимая АРВ-терапию, не может передать вирус другому человеку и может жить обычной жизнью, как человек без ВИЧ. АРВ-терапия бесплатна для всех россиян.
ВИЧ передается через инъекции зараженной кровью или нестерильным инструментом, секс без презерватива, при родах и грудном вскармливании женщины с ВИЧ.
30 ноября фонд «Шаги» совместно с «Фокус-медиа» и брендом M.A.C Cosmetic устроил мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню борьбы со СПИДом, чтобы поговорить об отношении общества к ВИЧ-инфекции и ВИЧ-положительным людям.
Стигма вокруг темы
В обществе сложилось мнение, что говорить о теме ВИЧ могут только люди, живущие с этим заболеванием, считает журналист Екатерина Иващенко, модерировшая дискуссию. Говорили ли об этом в ее школьные годы, она не помнит.
«Мне уже тридцать, в наше время о таком не говорили… Презерватив никто не учил надевать, мы в этом улье сами палкой шерудили. И это неправильно», — говорит видеоблогер Андрей Борисов. У него нет ВИЧ.
В первый раз о СПИДе Андрей узнал от мамы: она рассказала ему о Фредди Меркьюри (лидер группы Queen, по официальной версии умер от бронхопневмонии, возникшей на фоне СПИДа). Андрею было пять, и тогда он ничего не понял. Подробнее, в разных страшных интерпретациях, рассказали «во дворе, в подъезде, в школе».
Кирилл Барский, руководитель программ фонда «Шаги», узнал о ВИЧ, когда ему сообщили его диагноз в СПИД-центре. Кирилл уверен, что важно не то, где об этом рассказывать, а как именно.
«У меня в школе был урок о ВИЧ, его вел директор, который дико стеснялся об этом говорить. И поэтому ты слушаешь и думаешь: Что? Зачем?», — вспоминает Барский.
Вопросы стеснения
Борисов продолжает: в какой-то момент он плохо себя почувствовал, появились постоянная усталость и апатия. Подумал: а вдруг ВИЧ? Погуглил — все симптомы совпали. На следующий день пошел искать тест на ВИЧ в московских аптеках. По его словам, теста нигде не оказалось, а аптекари «когда мы о нем спрашивали, смотрели на нас, как на прокаженных».
Как отмечает Иващенко, поиску теста на ВИЧ предшествует ситуация, когда девушки и женщины стесняются купить в аптеке презервативы. Доброжелательно, по ее словам, в аптеке не посмотрят.
«Мы вот настолько зажаты. Даже когда с людьми говоришь о сексе, начинаются смешочки, хотя все взрослые», — говорит Иващенко.
Ее слова подтверждает Анастасия Покровская, врач-инфекционист, кандидат медицинских наук.
«Когда начинаешь рассказывать о ВИЧ тем же студентам, их все мало интересует, но когда речь заходит о профилактике, все оживляются…», — рассказывает Покровская.
Немного о профилактике
Большинство заражений ВИЧ-инфекцией происходит, потому что человек сам не знает о своем статусе, рассказывает Барский.
Чтобы этого не происходило, надо сдавать тесты. При идеальном раскладе, если у человека есть половые контакты, проверяться надо раз в полгода. Проверяют на ВИЧ методом определения антител к вирусу. Это можно сделать с помощью анализа из венозной крови , крови из пальца или слюны, который занимает 20 минут.
Бесплатно и анонимно пройти экспресс-тестирование на ВИЧ можно в социально-информационном центре «Шагов» в Москве (проверено корреспондентом АСИ. — Прим.)
Нужно учитывать, что ВИЧ-инфекцию не всегда можно выявить сразу, инкубационный период вируса занимает до полугода: то есть человек может быть заражен, а тесты этого не покажут.
В любом случае самый надежный способ защититься от ВИЧ — использовать презерватив. По результатам недавнего опроса, только 46% мужчин и 40% женщин переживают, хорошо ли контрацепция защищает от ВИЧ и других инфекций. У 87% опрошенных был секс без презерватива: 35% доверяют своему партнеру, 25% не имеют «случайных половых контактов», 20% от презерватива неприятно.
Справки, или «ты что, больная?»
В личных отношениях спрашивать справки о ВИЧ и других заболеваниях корректно, считает Покровская.
Однако это не всегда рассматривают как заботу о здоровье. По словам Иващенко, когда она спрашивала о справках новых знакомых, реакция была негативной: все либо думали, что она плохая, либо подозревали: «А что это ты спрашиваешь, ты что, больная?»
Полностью уверенным в партнере быть нельзя, считает она, лучше всегда использовать защиту при половых контактах.
«Есть и другие инфекции, которые бьют по здоровью. Концепция использования презерватива — прекрасна», — напоминает Барский.
Фото: Анна Майорова / Фотобанк Лори
Сообщать или нет
Сообщать врачам о ВИЧ-статусе нужно, если речь идет о госпитализации или операции, говорит Покровская. Остальное на усмотрение человека.
Правильного ответа на вопрос «сообщать или не сообщать о ВИЧ-статусе своему партнеру», нет.
«Это история про внутреннюю стигму. С одной стороны, я понимаю, что не ставлю под угрозу человека, потому что терапия и презерватив. С другой, потом, через время рассказывать еще страшнее. Возникнет вопрос: а почему не сказал раньше?» — говорит Барский.
Если человек хочет открыть свой статус для общества, ему нужно хорошенько подумать, уверен Барский. Обдумать все возможные последствия, потому что они точно будут. Вопрос только в том, какие.
Что дальше
По словам Покровской, медицина сейчас идет к тому, чтобы уменьшать количество таблеток, которые нужно принимать при АРВ-терапии, и сделать ее комфортнее. Об излечении от ВИЧ пока говорить рано.
По словам Покровской, в мире зарегистрировано два случая, когда человек излечился от ВИЧ. Но методику, по которой это произошло, невозможно перенести на всех, отмечает она.
Тогда вылечиться получилось, потому что человеку с ВИЧ пересадили костный мозг от донора, который был генетически устойчив к ВИЧ-инфекции. Воспроизвести эту методику трудно: и донора найти сложно, и провести операцию, и не все согласятся так лечиться.
«Помните про профилактику. ВИЧ передается при незащищенных половых контактах, при попадании крови в кровь, при грудном вскармливании. Если заражение ВИЧ все-таки случилось, можно жить долго и счастливо, если принимать терапию», — заключает Покровская.